Сравнительный анализ типов профессиональной направленности в двух группахСтраница 1
Для начала мы подсчитываем количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов по каждой. Это необходимо для выявления «типичных» знаков изменения оценок. Значения знаков шкалы указаны в Таблице 16 – 18.
Данные полученные в ходе сравнительного анализа приведены в Таблице 9. Из таблицы видно, что наиболее типичными являются «отрицательные» сдвиги, то есть сдвиг является случайным. Так как нам необходимо учитывать только положительные и отрицательные сдвиги (нулевые отбрасываем), то для шкалы «Направленность «на себя»» n = 20; для шкалы «Направленность «на взаимодействие»» n = 20; для шкалы «Направленность «на задачу»» n = 19. Теперь мы можем определить критические значения критерия знаков G (см. Приложение 4).
Таким образом, оценив уровень достоверности различий, мы обнаружили, что сдвиг является неслучайным только для шкалы «Направленность «на задачу»». Значит заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели более характерно группе 11-тиклассников (20,6), нежели учащимся 9 класса (17,95).
В остальных же случаях нет существенных различий между показателями двух групп по каждой из шкал, то есть типичные сдвиги в данном исследовании являются случайными, что свидетельствует об отсутствии различий.
Не смотря на то, что в исследовании не проявились различия между испытуемыми, принадлежащим к различным группам, при рассмотрении средних значений групп по шкалам при выявлении типа профессиональной направленности личности школьников (см. Таблица 5; Приложение 10) видно, что самые высокие количественные показатели у двух групп совпадают по шкале «Направленность «на себя»», что говорит об ориентации групп на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Среднее количество баллов в обеих группах набрала шкала «Направленность «на взаимодействие»», то есть, стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям слабее выражены. Обеим группам в меньшей степени свойственны ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Таким образом, мы видим, что порядок показателей возрастных групп совпадает, при этом показатели в группе 9-го класса выше по таким шкалам как «Направленность «на себя»», «Направленность «на взаимодействие»».
В ходе проведенного нами исследования были обследованы две группы испытуемых. Первую группу составили учащиеся 9-го класса, вторую группу составили учащиеся 11 класса.
В результате исследования было установлено, что профессиональный тип личности у школьников не отличается друг от друга, что ведущим является предприимчивый тип. Также было установлено, что и профессиональная направленность у школьников одна и та же, а именно направленность на себя. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что испытуемые в возрасте 13–15 лет (9 класс), впрочем как и испытуемые в возрасте 15–17 лет (11 класс) склонны выбирать профессии, связанные с признанием в обществе, со стремлением к лидерству, к предприимчивости и связанные с некоторой агрессивностью. Предпочитают задачи, связанные с руководством, личным статусом. Профессиональные направленности этих групп также совпадают и проявляются в ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.
Измерение интеллекта. Тесты интеллекта
Вопрос об измерении умственных способностей впервые стал актуальным в конце XIX века. Первым приступил к исследованию интеллекта с научной точки зрения сэр Френсис Гальтон (1822-1911) и именно его можно считать основоположником эмпирического подхода к решению проблемы интеллекта, одаренности, таланта. На основании экспериментальных и ст ...
Задачи психологии развития.
Задачи и функции психологии развития широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи с чем среди ее задач следует выделить задачи теоретические и практические. К числу теоретических задач психологии развития можно отнести изучение основных психологических критериев ...
Идеологическая роль лидера
Идеологическая роль лидера в процессе достижения конечного результата является, пожалуй, наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деятельности. Причем, здесь нужно говорить о целях и задачах в общественном смысле. Такая оговорка сущес ...