Характеристика психических процессовСтраница 1
Восприятие мира. Внимание. Память
Восприятие представляет собой непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. [1 С.53]
Индивид в процессе своей жизнедеятельности постоянно познает окружающую действительность, непосредственно взаимодействует с ней и встречается с предметным миром. Каждый индивид воспринимает одну и ту же информацию в зависимости от целого комплекса внутренних факторов. Иными словами восприятие информации индивида зависит от своих интересов, способностей потребностей. Зависимость восприятия от психологических особенностей каждого человека носит название апперцепции. В психологии выделяют следующие свойства восприятия:
1. Целостность. Человек всегда воспринимает образ предмет целостно. Однако необходимо отметить то обстоятельство, что у индивида способность целостного зрительно восприятия формируется в процессе практики.
2. Константность. Как и целостность, константность восприятия приобретенное свойство. Благодаря этому свойству восприятия человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине и т.п.
3. Избирательность восприятия. Все объекты, с которыми взаимодействует индивид неодинаковые по своему значению, поэтому одни объекты имеют преимущество перед другими объектами, тем самым проявляется свойство избирательности восприятии.
4. Осмысленность. Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, пониманием сущности предметов.
5. Структурность. Человек распознает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков
Восприятия сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т. д. [8 С.277] Иными словами индивид их запоминает Психологический энциклопедический словарь определяет память, как интегрированное психическое отражение взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. [1. С.303]
Память состоит из таких процессов как: запоминание и последующее узнавание. С точки зрения запоминания, у индивида в большей степени развитыми являются осязательная, слуховая, зрительная, память. Если рассматривать память с позиции временного отрезка, то можно выделить кратковременную, и долговременную память, сенсорную.
Внимание – оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности. Внимание — не содержание, а акт, выполняемый субъектом. При характеристике внимания можно выделить его главные функции. 1. Отбор 2. Игнорирование 3. Удержание 4. Регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание бывает: непроизвольным (независимым от воли), произвольным (преднамеренное) и послепроизвольным (не требующее постоянных волевых усилий.) В психологии различают такие свойства внимания как: 1. объем, сосредоточенность, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Мышление. Воображение
Мышление представляет собой познавательный процесс, отражающий действительность. [9]
Под воображением в психологии понимается уникальная человеческая способность к созданию новых законченных образов действительности. Она создается посредством преобразования комплексного опыта конкретного индивида.
Эмоциональные процессы
Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида [1]
Индивидуальная психогия А.Адлера
Общие положения краткосрочной психотерапии были разработаны школой Адлера в противоборстве с классическим психоанализом. Они заключались в следующем:
1. Начиная с первой встречи с клиентом, психотерапевт устанавливает лимит времени работы (как правило, от 5 до 20 сессий-встреч) с последующей совместной оценкой их результативности - в ...
Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе. Общие
понятия о деятельности
Понятие «деятельность» психология заимствовала из философии. Самое широкое философское определение деятельности — это способ существовать для человека и общества в целом. Если попытаться уточнить специфику собственно человеческого способа существования, то она состоит в активном отношении человека к миру, направленном на его целесообраз ...
Методы изучения личности
Как известно, психологический тест может быть охарактеризован как эффективный в том случае, если он удовлетворяет следующим основным условиям:
а) использование шкалы интервалов;
б) надежность;
в) валидность;
г) дискриминативность;
д) наличие норматичных данных.
Разумеется, конструирование тестов, относящихся к разумным диагностиче ...