RSS Feed

Характеристика психических процессов
Страница 1

Психологические материалы » Мышление и воображение » Характеристика психических процессов

Восприятие мира. Внимание. Память

Восприятие представляет собой непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. [1 С.53]

Индивид в процессе своей жизнедеятельности постоянно познает окружающую действительность, непосредственно взаимодействует с ней и встречается с предметным миром. Каждый индивид воспринимает одну и ту же информацию в зависимости от целого комплекса внутренних факторов. Иными словами восприятие информации индивида зависит от своих интересов, способностей потребностей. Зависимость восприятия от психологических особенностей каждого человека носит название апперцепции. В психологии выделяют следующие свойства восприятия:

1. Целостность. Человек всегда воспринимает образ предмет целостно. Однако необходимо отметить то обстоятельство, что у индивида способность целостного зрительно восприятия формируется в процессе практики.

2. Константность. Как и целостность, константность восприятия приобретенное свойство. Благодаря этому свойству восприятия человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине и т.п.

3. Избирательность восприятия. Все объекты, с которыми взаимодействует индивид неодинаковые по своему значению, поэтому одни объекты имеют преимущество перед другими объектами, тем самым проявляется свойство избирательности восприятии.

4. Осмысленность. Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, пониманием сущности предметов.

5. Структурность. Человек распознает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков

Восприятия сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т. д. [8 С.277] Иными словами индивид их запоминает Психологический энциклопедический словарь определяет память, как интегрированное психическое отражение взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. [1. С.303]

Память состоит из таких процессов как: запоминание и последующее узнавание. С точки зрения запоминания, у индивида в большей степени развитыми являются осязательная, слуховая, зрительная, память. Если рассматривать память с позиции временного отрезка, то можно выделить кратковременную, и долговременную память, сенсорную.

Внимание – оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности. Внимание — не содержание, а акт, выполняемый субъектом. При характеристике внимания можно выделить его главные функции. 1. Отбор 2. Игнорирование 3. Удержание 4. Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание бывает: непроизвольным (независимым от воли), произвольным (преднамеренное) и послепроизвольным (не требующее постоянных волевых усилий.) В психологии различают такие свойства внимания как: 1. объем, сосредоточенность, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Мышление. Воображение

Мышление представляет собой познавательный процесс, отражающий действительность. [9]

Под воображением в психологии понимается уникальная человеческая способность к созданию новых законченных образов действительности. Она создается посредством преобразования комплексного опыта конкретного индивида.

Эмоциональные процессы

Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида [1]

Страницы: 1 2 3


Восприятие внешнего мира
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ...

Понятие и причины неврозов
Неврозы — психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-эффективных и соматовегетативных клинических феноменах. По существу это патологическая, чаще всего избирательная, реакция личности на нарушения в микросоциально-психологических отношениях с окружающими людьми [5]. К неврозам относятся толь ...

Выводы
Возрастание роли самостоятельной учебной деятельности студентов в получении высшего профессионального образования - устойчивая тенденция, характерная для всех высших учебных заведений. Значительный багаж знаний, навыков и умений, способность анализировать, осмысливать и оценивать современные события, факты, решать профессиональные задач ...