Семья
Психологами описаны основные типы семейного воспитания, деструктивно действующие на формирование личности подрастающего человека. В основе каждого из них лежит нелюбовь, которая, в конечном итоге приводит к результатам, описанным американскими исследователями.
Психологи выделяют такие деструктивные типы семейного воспитания как: [3]
-безнадзорность, сопровождающаяся отсутствием необходимой заботы, интереса к нуждам ребёнка и контроля над его поведением;
-повышенная моральная ответственность – когда ребёнок вынужден брать на себя не соответствующую возрасту и развитию роль (такое зачастую бывает в семьях алкоголиков, где один из детей как бы берёт на себя роль родителя);
- эмоциональное отвержение со стороны родителей, которые заботятся о материальных нуждах ребёнка, его развитии и воспитании, но лишают эмоционального тепла;
- доминирующая гиперпротекция – когда забота о ребёнке, его нуждах сопровождается сверхконтролем, подавлением желаний ребёнка, ориентацией на собственное представление о необходимости того или иного действия;
потворствующая гиперпротекция – когда воспитание идёт по типу «кумир семьи»;
Как правило, неблагоприятный тип семейного воспитания негативно влияет на формирование личности и в подростковом возрасте проявляется в негативных тенденциях в поведении и отношении к миру. Именно в отрочестве, когда значение семьи и семейных отношений отходит для подростка на второй план и заменяется взаимоотношениями со сверстниками, родители сталкиваются с чёрствостью, жестокостью, равнодушием собственного ребёнка к окружающим, явной эгоистической и потребительской позицией, цинизмом.
Криминологи выделяют следующие виды неблагополучных семей [14;68]:
- криминогенная семья, чьи члены совершают преступления;
- проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;
- аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;
- неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
- псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы в воспитании.
Согласно криминалогическим исследованиям судимость одного из членов семьи увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый четвёртый несовершеннолетний проживал с судимыми братьями и сёстрами.
Преступное поведение взрослых членов семьи, прежде всего, демонстрирует детям образец антиобщественного поведения, знакомит и вводит в мир асоциальной и криминальной субкультуры, искажает видение мира, чем усиливает криминогенный потенциал семьи. Именно из такой среды чаще всего выходят правонарушители, характеризующиеся наличием антиморальных убеждений, и именно такие подростки становятся основными распространителями элементов уголовной субкультуры в среде сверстников.
В аморальной семье концентрируются различные отрицательные факторы, такие как правонарушения, совершаемые членами семьи в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, систематические конфликты выливающиеся в скандалы и пьяные драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, что, в свою очередь, кардинально искажает их мировосприятие и самовосприятие и тяжко влияет на всю их последующую жизнь. Дети должны испытывать к своим родителям добрые чувства, тогда они смогут испытывать эти чувства к другим, дети должны чувствовать родительскую любовь, тогда они смогут почувствовать себя любимыми в дальнейшем. Нарушение детско-родительских отношений, вызванное деградацией родителей в аморальной семье является не только сильным криминогенным фактором, но и откладывает неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребёнка, выросшего в подобной семье.
В этот момент, как правило, происходит отход от семьи. Подросток склонен удовлетворять свою потребность в безопасности в группе сверстников. По мнению некоторых отечественных исследователей, бунтуя против семьи, уходя из неё, отрицая её ценность, подросток выбирает группу, стиль взаимоотношений которой повторяет ведущий тип семейного воспитания. Поэтому, в антисоциальные группы с жёсткой иерархией стремятся дети, имеющие доминантных родителей, так как именно там они обретают то, без чего не мыслят своей безопасности – тотальную зависимость и тотальную свободу от ответственности как материальной (меня не бросят, обо мне позаботятся), так и моральной (мне приказали, меня заставили), а также реализовать воспринятую от родителей программу отношения к миру [7;98].
Таким образом, психологическая обстановка в семье, тип семейного воспитания во многом обуславливает отношение подростка к окружающему миру и зачастую становится определяющей причиной девиантно-криминального поведения.
Вытягивание
В силовых играх часто применяется еще один тип рукопожатия, от которого на глазах выступают слезы, а в экстремальных случаях дело может кончиться разрывом связок. Инициатор рукопожатия сильно сжимает вытянутую ладонь собеседника, одновременно совершая резкий рывок на себя, пытаясь втянуть другого человека на собственную территорию. В ре ...
Метод внушения. Общая характеристика понятия внушения
Внушение (суггестия) – форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанный на некритическое восприятие информации [5]. Внушение – один из механизмов воздействия на массовое ...
Традиционные концепции образования.
лавные концептуальные установки, которые становятся основаниями для орган-ии пед процесса, отражают в себе социокультурные , социальные, научно-технические тенденции в общественном развит. Так видение и понимание процессов обучения и воспит. в отечест. теории и практике советского времени основано, во-первых, на представлении о роли ...