Возможности и ограничения проективных методик.Страница 3
В самом деле, в высшей степени странно требовать от проективных тестов надежности и валидности, всерьез говоря о том, что "психолог может выбрать различный план анализа и интерпретации данных, полученных проективными методами в зависимости от теоретических позиций, которых он придерживается. Даже если авторы метода руководствовались психоаналитическими принципами", тогда как именно единство теоретических принципов является необходимым условием получения надежных результатов.
К счастью, в последние годы положение с использованием проективных тестов изменилось: адаптированы новые методики, исчезло предубеждение, и эти тесты стали находить все более широкое применение.Хочется, заметить, что недостаточная теоретическая подготовка и сейчас не всегда позволяет говорить об адекватном и корректном использовании проективных тестов. Увы, из-за кажущейся простоты проективные методики часто попадают в руки неспециалистов (особенно это касается графических методов), но, будем надеяться, что проективные методы исследования личности и в отечественной психологии займут достойное место и станут полноценным инструментом в руках опытных диагностов.
Выводы
Резюмируя, можно сказать, что основными признаками проективных методик являются: 1) неопределённость, неоднозначность используемых стимулов; 2) отсутствие ограничений в выборе ответа; 3) отсутствие оценки ответов как правильных и неправильных. Проективная методика – это приём или набор процедур, разработанный для того, чтобы получить информацию о личности человека, предоставляя ему возможность реагировать любым способом. Несмотря на то, что проективные тесты оказались достаточно действенным инструментом в дифференциальной диагностике психопатии неврозов и пограничных состояний, а также продемонстрировали ''свою ценность для выявления значимых, в том числе и патогенных, отношений личности", советские исследователи столкнулись с теми же проблемами, что и их западные коллеги. Субъективность интерпретации полученных данных, трудность стандартизации, недостаточный уровень валидности вследствие расплывчатости теоретических концепций, положенных в основу создания и использования проективных тестов и пр. Несмотря на это, проективные методы получили достаточно высокую оценку специалистов-практиков. В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук отмечают: "Метод Роршаха является достаточно ценным для исследования личности при таких психических заболеваниях, как эпилепсия и некоторые формы шизофрении . Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остается остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любые крайности при решении этого чрезвычайно важного вопроса. Сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследования проективные методики, своей многолетней историей доказавшие пригодность к разрешению многих задач прикладной психологии. |
Глава 2. Эмпирическое исследование
.