Беседа 2Страница 1
4 июля 1999 года.
Клиент: Н.
Пол женский, 21 год.
Н:
Я очень боюсь высоты. Даже когда встаю на стул, стоящий на столе, у меня ноги подкашиваются, появляется дрожь в коленях…
С:
Представь, что ты сейчас стоишь на этом стуле. Где в теле ты испытываешь страх?
Н:
В желудке и в животе, да, точно, в области живота.
С:
Можешь ли ты извлечь его оттуда и представить на этом кресле? (пододвигаю кресло) Что это такое?
Н:
Это множество маленьких коротеньких иголочек. Они разноцветные, красные и синие.
С:
Как ты относишься к ним?
Н:
Они мне не нравятся, раздражают. Они колют, мне очень неприятно.
С:
Скажи им об этом. Расскажи, как они мешают тебе.
Н:
Я делаю это, и они сворачиваются, закругляются. Они превратились в подковки.
С:
Продолжай. Как они выглядят сейчас?
Н:
Они стали синенькими.
С:
Как ты теперь к ним относишься?
Н:
Они мне нравятся. Мы договорились, что они будут помогать мне в те моменты, когда мне грозит опасность или может что-нибудь случиться.
С:
Вернись, пожалуйста, в то состояние, когда ты стоишь на стуле.
Н:
Мне страшно.
С:
Что ты говоришь себе, когда себя запугиваешь?
Н:
Со мной может случиться что-то плохое…
С:
Например?
Н:
Ну…я могу упасть и разбиться.
С:
Давай пофантазируем и представим, что случилось страшное: ты упала и разбилась…Что дальше?
Н:
Я лежу на полу, все кости переломаны и торчат.
Приехала скорая, меня увезли. Вот мне сделали операцию, и я лежу в постели, ноги в гипсе и… я ужасно толстая!
С:
Наверное, ты всегда боялась поправиться?
Н:
Да, точно. В 8 классе я весила 70 кг (сейчас имеет прекрасную фигуру). Я очень склонна к полноте. Это просто ужасно, ведь я могу поправиться, если рожу ребенка, если буду вести неподвижный образ жизни или просто от переедания.
С:Представь, что ты поправилась. Ты толстая. Как ты себя чувствуешь?
Н:
Отвратительно. Я никому не нравлюсь, в одежду не влезаю. Меня никто не хочет. Мне всё противно…
С:
А может быть, в первую очередь ты сама?
Н:
Да, я «такая» себе противна.
С:
Где в теле ты чувствуешь это отвращение?
Н:
В горле, меня тошнит.
С:
На что похоже чувство отвращения?
Н:
Это серый волосатый комочек. Он поднимается из желудка и через горло выкатывается наружу. Потом он превращается в кролика и убегает.
С:
В каких ситуациях это происходит?
Н:
Когда мне плохо.
С:
Допустим, что тебе стало очень плохо.
Н:
Он выкатился и убежал. Вообще-то это непрерывный процесс. У меня в животе огромное количество этих комочков, и каждый раз, когда мне плохо, они лезут наружу…
С:
Позволь им всем вылезти наружу.
Н:
Они выкатываются. О! Их столько!
С:
Продолжай до тех пор, пока они не закончатся.
Н:
(через 2 минуты) Всё, больше их нет. Но ведь они могут снова появиться…
С:
Откуда?
Н:
У меня в желудке посажены семена, наверное…
С:
Кто посадил их? Давно ли это произошло?
Н:
Это было всегда. Я не знаю, кто это сделал. (тупик 3-ей степени)
С:
Представь, что комочек лежит на этом кресле. Что ты чувствуешь к нему?
Н:
Мне от него плохо.
С:
Скажи ему, что он портит тебе жизнь.
Н:
(объясняет это комочку) Он всё понял и раскаялся. Теперь он такой розовый и пушистый, похож на шарик мороженого. Он классный.
Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития
История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.
В это время появляются такие методы психодиагностики, ...
Методика Яна Стреляу
Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова, и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов), при этом он создал свою классификацию темпераментов.
Основываясь на ...
Воображение как способность к открытию
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей, хотя “ ...