Беседа 4
17 сентября 1999 года.
Клиент: Л.
Пол женский, 20 лет.
Л
: Я очень боюсь пауков, и, как назло, они постоянно попадаются мне на глаза.
С
: Чем конкретно ты пугаешь себя с помощью этих насекомых? Что ты ожидаешь от них в воображении?
Л
: Мне страшно, даже когда я их вижу, а если они начинают приближаться…
С
: Что происходит?
Л
: Паук может оказаться на моей руке, заползти мне под одежду – это ужасно!
С
: Почему?
Л
: У него такие противные лапы, их много, они все в мелких тонких волосках, противно ощущать их на теле.
С
: Где в теле ты чувствуешь это отвращение?
Л
: В желудке.
С
: Что это такое?
Л
: Это серые комочки с красными прожилками.
С
: Как ты к ним относишься?
Л
: Мне очень неприятно думать об этом…
С
: Может быть, ранее ты оказывалась в таких ситуациях, в которых испытывала сходные чувства?
Л
: Вообще-то, да. Около года назад я общалась с мужчиной, который, выпив, начинал приставать ко мне, распускать руки. Я чувствовала то же отвращение по отношению к нему.
С
: Я предлагаю тебе представить здесь и сейчас этого человека, стоящим прямо перед тобой.
Л
: Да.
С
: Вот он снова начинает приставать к тебе. Что ты чувствуешь в это время?
Л
(сначала равнодушно, а потом начинает повышать голос): Ну, хочется сказать «отстань»…достал, начинаю его ненавидеть, я бы врезала ему как следует, но он слишком сильный! Я злюсь на него!
С
: На что похожа твоя злость?
Л
: Это чёрное покрывало.
С
: Где ты ощущаешь его?
Л
: В голове.
С
: Что бы ты хотела с ним сделать?
Л
: Выпустить.
С
: Сделай это. Что происходит?
Л
: Оно вылетело и превратилось в чёрную кошку.
С
: Она нравится тебе?
Л
: Очень.
С
: Хотела бы ты принять её, как часть своей личности?
Л
: Да. Она прыгнула мне на шею и свернулась клубком, как тёплый шарфик.
С
: Хорошо, а теперь давай снова представим этого мужчину, его действия…
Л
: Мне всё равно…
С
: Осталась ли злость?
Л
: Нет.
С
: А что произошло с серыми комочками?
Л
: Их нет. Вместо них у меня есть кошка, которая теперь всегда будет защищать меня от «таких» людей. Если они попробуют причинить мне вред, она выцарапает им глаза!
С
: Отлично! Теперь представь паука, ползущего к тебе. Чувствуешь ли ты страх?
Л
: Нет. Теперь понятно, что насекомые здесь совсем не причём.
В данном случае страх насекомых стал проекцией страха перед мужчинами. Невыраженное чувство злости, держащее страх, выразилось в образе чёрного покрывала. Когда Л. изменила своё отношение к нему, проявила добрые чувства, она приняла ту часть своей личности, которую ранее подавляла. Она приняла решение о защите слабой части себя.
Изучение специфики активного и пассивного словаря младшего школьника на
примере школы № 170.
Список слов для определения объема словаря.
Методика предназначена для оценки объема активного словаря школьников и подростков.
Необходимость знания состояния активного словаря связана с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, при ряде речевых нарушений возникает отставание в накоплении активного словаря по сравнению со сверстник ...
Психология взрослости
Стандартный период функционирования охватывает весьма значительный интервал времени - от юности до начала старения. Его календарные сроки, особенно в поздней фазе, достаточно вариативны и, как будет показано ниже, неоднократно изменялись в течение XX в. Изучение этого периода онтогенеза имеет особое значение, поскольку психофизиологичес ...
Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие:
биологизаторские и социологизаторские теории развития психики
Вопросы для самоподготовки:
Биологические процессы развития. Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форма развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).
Биологическое созревание как процесс ...
