ОбучаемостьСтраница 2
Нельзя не заметить, что в исследованиях А.Я. Ивановой - аналогично исследованиям конвергентных способностей и креативности - проявления обучаемости только констатируются, при этом показатели динамики научения опять же соотносятся с некоторым конечным результатом (в экспериментах всегда четко определено, чему именно должен научиться испытуемый).
Некоторые исследователи считают возможным говорить о двух типах обучения, которые основаны на разных нейрофизиологических механизмах и которые связаны с разными способами приобретения знания.
Это, во-первых, эксплицитная обучаемость - обучение осуществляется на основе произвольного, сознательного контроля процессов переработки информации, и,
во-вторых, имплицитная обучаемость - обучение осуществляется непроизвольно, в условиях постепенного накопления информации и необходимых навыков по мере освоения новой деятельности (цит. по: Дружинин, 1995).
Хотя механизмы индивидуальных различий в обучаемости пока остаются без объяснения, следует зафиксировать важный вывод: реальный интеллектуальный потенциал ребенка можно оценить только после включения двух факторов - обучения (в виде преподавания, причем желательно качественного и индивидуализированного) и учения (в виде активной творческой самодеятельности самого ребенка). Из этого следует, что констатирующая психодиагностика по отношению к психологическому диагнозу и прогнозу индивидуальных интеллектуальных возможностей дошкольников, школьников и студентов в принципе недостаточна.
Обзор психологической
литературы по проблемам языка и речи. Изучение языка и речи в рамках
основных психологических направлений
Исследования языка и речи проводилось в рамках основных научных направлений психологии – в рамках бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа, ролевой теории, гуманистической психологии. И все эти направления внесли свой вклад в развитие этой проблемы.
Среди социально-психологических теорий, которые основаны на парадигме бихевиоризма и ко ...
Эмпирическое исследование особенностей
внутриличностных конфликтов у школьников. Программа исследования. Методологический раздел
Проблема исследования формулируется как выявление особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.
Цель работы: выявить особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.
Задачи
1. Изучить теоретиче ...
Описание методик сбора эмпирических данных
Метод, используемый для сбора данных – опрос.
Методики, с помощью которых исследовались особенности сторон профессионального самоопределения у лиц юношеского возраста:
1. Опросник Дж. Холланда (см. Приложение 1).
2. Определение направленности личности (ориентационная анкета)
(см. Приложение 2).
1. Опросник Дж. Холланда
Методика яв ...