RSS Feed

Выражение эмоций и чувств

Чувства и эмоции » Выражение эмоций и чувств

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею рекой .

М.Ю. Лермонтов

Переживания эмоциональных состояний — радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. — всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения.

Эти внутренние переживания бывают астеническими или сте-ническими, то есть проявляются через подавление или возбуждение.

Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но у них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000—6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания.

С опытом и развитием речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными выражениями, в какой-то степени задерживает их, но это не значит, что этим тормозится эмоция. Нейрофизиологи считают, что в таких случаях угнетаются только те или иные периферийные компоненты эмоций — движения, мимика, сама же эмоция, раз она возникла, неизбежно распространяется на другие, преимущественно висцеральные компоненты[2]. Формирование выдержки у детей положительно отражается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе.

С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности воспринимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать.

Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены no-разному. Чувство страха, например, может вызвать астеническую реакцию — скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.

Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами — мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.


Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве
Деловое общение – это, прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения. Любой руководитель (отдела, службы, фирмы) повседневно выполняет функцию управления. Каждый человек способен принимать и перерабатывать ...

Процедура исследования
Стратегический план исследования: Нулевой этап: разделение испытуемых на две группы в зависимости от ответа на вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?» (цель – подготовка к первому этапу, первоначальное выявление испытуемых с возможным наличием личностного конфликта). Первый этап: предъявление анкеты: анкеты существую ...

Волевое действие
Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема. Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов: ...