RSS Feed

Неврастения
Страница 1

Неврастения (лат. – "нервная слабость")— нервное истощение, переутомление - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях [2].

Проявляется сочетанием повышенной раздражительности и утомляемости. Характерны неадекватные реакции на небольшие раздражители и неумение их подавить, т. е. расстройства касаются, прежде всего, сферы эмоций. Может раздражать яркий свет, слишком громкий разговор, включенное радио и т. п. Нередко все это служит поводом для очередного конфликта — вспышки гнева, грубости. Постоянно беспокоит головная боль, ощущение тяжести в голове. Многие жалобы и симптомы свидетельствуют о дисфункции вегетативной нервной системы: потливость, тахикардия, плохой аппетит, вздутие живота, запор, учащенные позывы на мочеиспускание, плохой сон.

Сущность неврастении была раскрыта благодаря исследованиям школы И. П. Павлова. Неврастенические симптомы обусловлены ослаблением процессов внутреннего торможения и возбуждения в коре головного мозга. В норме торможение умеряет возбуждение. Клетки восстанавливают свои энергитические ресурсы только тогда, когда они находятся в состоянии торможения. При неврастении ослабевает внутреннее торможение, сон при этом приобретает поверхностный характер. Из-за нарушений сна работоспособность нервных клеток полностью не восстанавливается, отсюда во время работы быстро появляется утомляемость. Нарушение внимания также объясняется ослаблением процессов торможения. Когда человек приступает к выполнению какого-либо дела, в коре головного мозга возникает очаг возбуждения, вокруг которого развивается торможение. Если очаг возбуждения слабый, то и отрицательная индукция вокруг него бывает недостаточной. Поэтому каждый незначительный раздражитель отвлекает больного от основного занятия.

Заболевший неврастенией испытывает затруднения в интеллектуальной деятельности, становится рассеянным, не может сосредоточиться и сконцентрировать свое внимание, не может думать, плохо усваивает новое в процессе учебы или работы, не может воспроизвести прочитанное, плохо запоминает отвлеченные понятия, цифры, даты, имена, номера телефонов. В разговоре больной часто теряет нить, не может вспомнить, о чем он только что говорил [2].

В зависимости от преобладания возбуждения (раздражительность, вспыльчивость, гневливость) или астении (вялость, пониженное настроение) неврастению принято разделять на две формы:

· гиперстеническую (или раздражительную)

· гипостеническую (или депрессивную).

По О. В. Кебрикову, неврастеник-гиперстеник чаще формируется в условиях безнадзорности, неврастеник-гипостеник — в условиях притеснений (золушка) [6].

По данным А. Е. Личко, к возникновению неврастении при наличии соответствующих условий предрасположены астено-невротический и лабильные типы акцентуаций [3].

На основании клинических и патофизиологических исследований (И. П. Павлов, А. Г. Иванов-Смоленский) выделены 3 стадии неврастении.

· Начальная стадия характеризуется нарушением активного торможения, проявляется раздражительностью и возбудимостью.

· Во второй стадии преобладает раздражительная слабость.

· В третьей стадии преобладают слабость и истощаемость, вялость, апатия, повышенная сонливость, пониженное настроение [2].

Течение неврастении зависит от типа нервной системы, клинической картины срыва, наличия или отсутствия конфликтной ситуации, общего состояния организма и лечения.

У людей со слабой нервной системой, особенно если обстоятельства складываются не в их пользу, неврастения может продолжаться многие годы. У них быстро происходит переход от повышенной возбудимости к слабости и истощаемости.

У людей с сильным типом нервной системы прогноз более благоприятный. При разрешении конфликтной ситуации и снижении психичекой нагрузки, в сочетании со сменой обстановки, отпуском или санаторно-курортным лечением, все симптомы могут пройти.

У невротиков-гиперстеников с преобладанием возбудительных процессов режим должен быть направлен прежде всего, на повышение тормозных процессов и устранение моментов, поддерживающих состояние возбуждения. Для этих больных необходимо создать покой, который может быть достигнут удлинением сна, пассивным отдыхом, спокойными физическими упражнениями, тепловыми процедурами и т. п. Возбудимым, “ушедшим” в болезнь, у которых наблюдаются очаги застойного возбуждения и патологическая инертность, показано, как справедливо указывают X. М. Фрейдин и Л. Н. Канавец, направление интересов на активные формы отдыха с использованием движений, трудотерапии и всего комплекса лечебных факторов. С подобными больными в большей степени, чем с другими, необходимо обращаться дружески, внимательно, терпеливо, наладить взаимопонимание и контакт.

Страницы: 1 2


Эрих Фромм
Никто не может сделать человека таким, каким он хочет быть. Каждый становится профессионалом настолько, насколько он сам сделал себя профессионалом. Более 100 лет назад вывели простую и запоминающуюся формулу: каждый человек на 1/3 то, что дали ему родители, на 1/3 – то, что сделали с ним люди, с которыми он много общался, отдыхал, учил ...

Общая характеристика стадий развития интеллктуальной психики.
Жив - ые: группа птиц, плацентарные млекопитающие. Сущ. 2 уровня этой стадии: - низший Птицы: куриные. ю стайные Копытные: овцы. - установление связей и отношений объектов, в большей степени локомоторный способ общения на основе локомоторного опыта. - отражением объектов, их простр - х связей, - предвидят изменение положения субъектов ...

Бихевиористкий подход к образованию.
Философской основой считается то, что можно наблюдать. Рус. физиолог Павлов открыл тип научения. * известен как классическое обуславлевание. Амер психологи Уотсон и Торендайк этот тип научения взяли за основу построен, объективной псих-и. Научение-приобретение организмом новых форм поведения. В 1913 г. Уотсон опубликовал работу, положив ...