Особенности личности при пограничных расстройствахСтраница 1
Пограничные формы психических расстройств условно объединяются в одну группу болезненных нарушений на основе признаков, включающих достаточно характерные проявления. Их обнаружение позволяет проводить дифференциацию пограничных состояний как с основными «непограничными» патологическими проявлениями, так и с состоянием психического здоровья.
К числу наиболее общих нарушений, характерных для пограничных состояний, относятся следующие.
- Преобладание невротического уровня психопатологических проявлений на всем протяжении заболевания.
- Взаимосвязь собственно психических расстройств с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими проявлениями.
- Ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных нарушений.
- Наличие в большинстве случаев «органической предиспозиции» (минимальных неврологических дисфункций мозговых систем), способствующих развитию и декомпенсации болезненных проявлений.
- Взаимосвязь болезненных расстройств с личностно-типологическими особенностями больного.
- Сохранение больными критического отношения к своему состоянию.
Наряду с этим пограничные состояния характеризуются отсутствием:
- психотической симптоматики, определяющей психопатологическую структуру болезненного состояния;
- прогредиентно нарастающего слабоумия;
- личностных изменений, типичных для эндогенных психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.).
Пограничные психические нарушения могут возникать остро или развиваться постепенно, их течение может носить разный характер и ограничиваться кратковременной реакцией, относительно продолжительным состоянием, хроническим течением.
С учетом этого, а также на основе анализа причин возникновения в клинической практике выделяют различные формы и варианты пограничных состояний. При этом используют разные принципы и подходы — нозологическую, синдромальную, симптоматическую оценку, а также анализ течения пограничного состояния, его «остроты», «хроничности», динамической взаимосвязи различных клинических проявлений.
Симптоматические проявления пограничных расстройств:
1. переживание пустоты и скуки (хроническое);
2. аффективная (эмоциональная) нестабильность – частые перепады настроения;
3. повторяющиеся суицидальные попытки;
4. хроническое самоповреждающее поведение;
5. хроническое заедание стресса;
6. отсутствие контроля за гневом;
7. невыносимость личностного одиночества;
8. нестабильность самоотношения: то сверхидеализация, то полное уничтожение себя.
Пациенты, страдающие ПЛР, часто жалуются на то, что они хронически чувствуют скуку или пустоту. Когда они подавлены, встревожены или раздражены, а они чувствуют эти эмоции очень ярко, у них создается впечатление, что они находятся под нападением внешних врагов и намекают на то, что они никчемны, злы или оказались в смертельной опасности. Тоже касается и их, так называемых импульсов заботиться о себе, это тоже кажется нападением из вне. Пациенты с пограничными расстройствами хронически находятся в состоянии подавленной ярости и сильно боятся своих «импульсов» нападать на других и себя и это угрожает всей их личностной идентификации [6].
Структура Эго
Эго -
структурная компонента психики, которая находится в контакте с реальностью внешнего мира. Оно развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность, удовлетворять и умиротворять повторяющиеся требования Ид. Для того чтобы выполнить это, Эго, подобно коре дерева, защищает Ид, но также пит ...
Особенности профессионального самоопределения на
разных этапах профессионального развития личности
Поскольку в предыдущем параграфе мы решили, что профессиональное самоопределение и профессиональное развитие – процессы неотделимые, необходимо понять, как первое реализуется в рамках второго.
Первые три этапа периодизации Е.А.Климова, это стадии предыгры (0 - 3 года), игры (6 - 8 лет) и овладения учебной деятельностью (6-8 лет - 11-12 ...
Описание методов работы с семьей
Знакомство с семьей
происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очно - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется ...