Психоаналитическое направление З.Фрейда
Психоаналитический подход был разработан в начале ХХ столетия З.Фрейдом как метод восстановления психического здоровья человека. Он также используется как средство общего развития личности и способ оказания психологической помощи. Цель психоанализа – гармоничное развитие личности с целью установления хороший отношений с собой и другими людьми. Психоанализ заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний.
В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений.
Психологическое консультирование в ключе психоанализа строится по следующим основным стадиям:
1.Поиск болезненного очага или осознавание неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения) и принятие адекватной и реалистической интерпретации.
2. Вскрытие очага возбуждения, вербализация – человек выговаривается, рассказывает о своих переживаниях и их источника.
3. Переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге. На этой стадии очень важны внимательное и заботливое отношение психолога, его помощь в изменении системы установок.
4. Эмоциональная окраска новой системы установок (положительная, спокойная).
5. Усиление Эго для построения более реалистичного поведения.
Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого.
Психоанализ включает в себя следующие техники: конфронтацию, прояснение, интерпретацию, проработку, а также 5 базисных техник: метод свободных ассоциаций, толкования (интерпретация) сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса.
При психоаналитическом консультировании на Телефоне Доверия возможно использование таких техник, как «Свободные ассоциации», «Интерпретация», «Молчание»
и всех вышеописанных процедур в контексте проблемной ситуации, определяющей психическое состояние абонента.
Роль и позиция консультанта достаточно фиксирована. Основные требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и личностная закрытость (анонимность), чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства; умение и способность выдержать «перенос» и работать с «контрпереносом»; тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям.
Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает осознание собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. А так же: аутентичность, эмоциональная стабильность и объективность, проницательность.
Р.Мэй, говоря о качествах практического психолога, ссылается на Фрейда, считавшего самым важным качеством практического психолога «прирожденную способность проникать в душу человека - и в первую очередь, в подсознательные уровни собственной души — и учиться на практике». Умение «учиться на практике» означает способность отказаться от тенденции руководствоваться в своей работе более или менее устойчивыми стереотипами, не поддаваться влиянию «симпатий и антипатий нашего ego».
Современные представления о предмете социальной психологии.
В конце 50-х — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.
Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическ ...
Барьеры коммуникации. Умение слушать
Специфика обмена информацией.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс ...
Сознание и бессознательное
Сознание человека
– это высшая форма психического отражения действительности в виде субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каж ...