RSS Feed

Психоаналитическое направление З.Фрейда

Психоаналитический подход был разработан в начале ХХ столетия З.Фрейдом как метод восстановления психического здоровья человека. Он также используется как средство общего развития личности и способ оказания психологической помощи. Цель психоанализа – гармоничное развитие личности с целью установления хороший отношений с собой и другими людьми. Психоанализ заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний.

В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений.

Психологическое консультирование в ключе психоанализа строится по следующим основным стадиям:

1.Поиск болезненного очага или осознавание неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения) и принятие адекватной и реалистической интерпретации.

2. Вскрытие очага возбуждения, вербализация – человек выговаривается, рассказывает о своих переживаниях и их источника.

3. Переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге. На этой стадии очень важны внимательное и заботливое отношение психолога, его помощь в изменении системы установок.

4. Эмоциональная окраска новой системы установок (положительная, спокойная).

5. Усиление Эго для построения более реалистичного поведения.

Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого.

Психоанализ включает в себя следующие техники: конфронтацию, прояснение, интерпретацию, проработку, а также 5 базисных техник: метод свободных ассоциаций, толкования (интерпретация) сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса.

При психоаналитическом консультировании на Телефоне Доверия возможно использование таких техник, как «Свободные ассоциации», «Интерпретация», «Молчание»

и всех вышеописанных процедур в контексте проблемной ситуации, определяющей психическое состояние абонента.

Роль и позиция консультанта достаточно фиксирована. Основные требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и личностная закрытость (анонимность), чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства; умение и способность выдержать «перенос» и работать с «контрпереносом»; тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям.

Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает осознание собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. А так же: аутентичность, эмоциональная стабильность и объективность, проницательность.

Р.Мэй, говоря о качествах практического психолога, ссылается на Фрейда, считавшего самым важным качеством практического психолога «прирожденную способность проникать в душу человека - и в первую очередь, в подсознательные уровни собственной души — и учиться на практике». Умение «учиться на практике» означает способность отказаться от тенденции руководствоваться в своей работе более или менее устойчивыми стереотипами, не поддаваться влиянию «симпатий и антипатий нашего ego».


Положительные и отрицательные психические состояния
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния. Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседнев ...

Эйдетическая и эмоциональная память
Как особый вид зрительной памяти выделяют память эйдетическую. «Эйдос» в переводе с греческого означает «вид, образ». Развитой эйдетической памятью наделены немногие люди, называемые эйдетиками. Они обладают уникальной врожденной способностью, взглянув бегло на какой-либо объект, в точности воспроизвести все детали. Например, взглянув н ...

Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти
Факторов, которые влияют на сохранение материала в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. ...