RSS Feed

Кубическая модель структуры интеллекта

28 августа 1959 года в журнале "Американский психолог" появилась статья Джоя Пола Гилфорда "Три стороны интеллекта". Это была стенограмма лекции, прочитанной Гилфордом 13 апреля 1959 года в Стэнфордском университете - цитадели тестирования интеллекта, где в свое время Луис Термен осуществил модификацию знаменитого теста Бине-Симона.

Десятилетия, прошедшие с той поры, выявили известную ограниченность этой популярной психодиагностической методики и побудили многих психологов к новым изысканиям. Особенно спорным к концу пятидесятых стал ранее широко признанный тезис о том, что традиционные тесты, в частности Стэнфорд-Бине, измеряют некий общий интеллект. Многолетняя практика продемонстрировала, что сходные результаты тестирования могут быть получены людьми, весьма различающимися по своим способностям. Поэтому было бы неоправданным упрощением считать таких людей "одинаково умными". Индивидуальная специфика мыслительных процессов при этом ускользала от исследователей.

Гилфордом была предпринята смелая попытка расширить наши представления о структуре интеллекта с помощью метода факторного анализа. Аналогичные попытки предпринимались и ранее, однако все созданные на этой основе теории являлись иерархическими, то есть подчиняли выделявшиеся факторы некой общей способности, причем соотношение факторов представлялось весьма неясным.

Гилфорд попытался придать этой расплывчатой картине систематический характер, классифицировав свойства интеллекта по трем измерениям:

Гилфордом была построена трехмерная модель структуры интеллекта - так называемый куб Гилфорда (напоминающий кубик Рубика), - содержащая целых 120 ячеек-факторов. В теоретическом плане эта модель оказалась очень интересной, однако ее практическое использование в целях диагностики - весьма затруднительным и громоздким. Вероятно, именно поэтому она нашла большее признание у теоретиков, чем у практиков. В современных теориях интеллекта, в частности - в теории Р. Стернберга, можно заметить своего рода перекличку с идеями Гилфорда. Практики же в основном предпочитают пользоваться "старыми добрыми" тестами, зачастую даже не задумываясь о предмете измерения.


О предмете психологии высшего образования
Психология высшей школы (высшего образования) является разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении многих проблем вузовского обучения приходится использовать знания из области общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда, клинической психологии, юридической психологии, психофизиологии ...

Современные теории
Современные разработки в области памяти в огромной степени обусловлены прогрессом технологии и методологии. Почти все без исключения психологи и другие мыслители в этой области согласились с тем, что память размещена в коре головного мозга, покрывающей его поверхность и имеющей благодаря складкам большую площадь. Однако даже сегодня точ ...

Задачи социальной психологии и проблемы общества.
Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии — участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, реша ...