RSS Feed

Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход (З. Фрейд)
Страница 4

Психологические материалы » Возрастная психология » Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход (З. Фрейд)

Лекция 4. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития Э. Эриксона

Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона во многом продолжала идеи классического психоанализа.

Э. Эриксон принял идеи 3. Фрейда о трехчленной структуре личности, идентифицируя Id с желаниями и мечтаниями, a Super-Ego — с переживаниями долженствования, между которыми человек постоянно колеблется в мыслях и чувствах. Между ними находится «мертвая точка» — Ego, в которой, по Э. Эриксону, мы более всего и являемся самими собой, хотя и менее всего себя осознаем.

Анализируя с помощью психоисторического метода биографии М. Лютера, М. Ганди, Б. Шоу, Т. Джефферсона и проводя полевые этнографические исследования, Э. Эриксон попытался понять и оценить влияния среды на личность, конструирующие ее именно такой, а не иной. Эти исследования дали начало двум понятиям его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на возрастные и другие изменения.

Формирование эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь возрастных стадий (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Стадии периодизации по Э. Эриксону

H. Старость

(после 50лет)

Вторичная эго – интеграция (личностная целостность)

Разочарование в жизни (отчаяние); социально – ценное качество - мудрость

G. Зрелость

(25-50 лет)

Творчество (производственный труд)

Застой; социально – ценное качество – забота

F. Молодость

(от 18-20 до 25 лет)

Переживание интимности (близости)

Переживание изоляции (одиночества); социально – ценное качество – любовь

E. Пубертатный (подрост-ковый) и юношеский возраст (генитальная стадия, по З. Фрейду; 12-18 лет)

Эго – идентичность (личностная индивидуальность)

Диффузия идентичности (ролевое смешение); социально – ценное качество – верность

D. Школьный возраст (стадия латентности; латентная стадия, по З. Фрейду; 5-12 лет)

Чувство достижения (трудолюбие)

Чувство собственной неполноценности; социально – ценное качество – компетентность

С. Возраст игры (дошкольный возраст; локомоторно – генитальная стадия; фаллическая стадия, по З. Фрейду; 3-5 лет)

Чувство инициативности

Чувство вины; социально – ценное качество – целеустремленность (формируется инстанция Сверх – Я как результат преодоления эдипова комплекса)

B. Раннее детство (мышечно – анальная стадия; анальная стадия, по З. Фрейду; 2-3 года)

Чувство автономии

Чувство сомнения в своих возможностях, стыда, зависимости; социально – значимое качество – основы воли

А. Младенческий возраст (орально – сенсорная стадия; оральная стадия, по З. Фрейду; от рождения до года)

Базовое доверие

Базовое недоверие к миру (безнадежность); социально – ценное качество – надежда (начало, как у З. Фрейда: стремление к жизни против стремления к смерти (эрос и танатос; либидо и мортидо))

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9