RSS Feed

Каким я вижу влияние теорий Фрейда
Страница 1

Работы Зигмунда Фрейда предложили новое понимание личности, которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на природу человека, нанесшие сильный удар по общепринятым понятиям его эпохи, нашли отражение в комплексном и вызывающем значительный интерес методе понимания нормальной и анормальной психической деятельности. Фромм называет Фрейда реформатором мира - и это не преувеличение! Его идеи были подобны взрыву, разметавшему представления о природе человека, существовавшие в позднюю викторианскую эпоху во всех областях.

Создание науки о бессознательном вынуждает к пересмотру понятия сознания. Фрейд ставит неразрешимую задачу: одновременно быть и ответственным за здравое мышление, и способным на безрассудство.

Фромм пишет о Фрейде: “Хотя теория Фрейда представляет собой кульминацию рационализма, в то же время он нанес ему фатальный удар, Показав, что истоки человеческих действий лежат в бессознательном, в глубинах, которые почти всегда скрыты от взгляда наблюдателя, что сознание лишь в малой мере контролирует человеческое поведение, он подорвал тот рационалистический образ человека, где безраздельно доминировал интеллект" [8].

Фрейд становится “мастером подозрительности” [1], он как бы призывает не верить человеку и обществу. Ведь то, что люди думают, во что они верят, что считают важным и истинным - это всего лишь прикрытие чего-то другого.

Он как бы “отнимает" у нас культуру, обесценивает её - ведь все культурные нормы являются только прикрытием для вещей, которые мы не хотим признавать, не желаем видеть и учитывать.

Все наши ценности, наше поведение, говорит Фрейд, - это способы самообмана. Культурным человеком теперь будет не тот, кто имеет ясные убеждения или твёрдо верит во что-то, а наоборот - тот, кто подозревает, подвергает всё сомнению и понимает, что за убеждениями и ценностями скрывается что-то другое. Значит, культура является только формой проявления хаоса, абсурда и простого случая; это сублимация - оболочка, которая скрывает от человека то, что он действительно желает и к чему его на самом деле влечёт.

Фрейд “подвергает подозрительности” и религию - но с экономической точки зрения. Он пишет о том, что его теория является экономической, так как рассматривает психические процессы с точки зрения устранения неудовольствия и получения удовольствия. Поэтому, рассматривая вопрос религии, он ставит не вопрос о Боге, а вопрос о боге людей, о том, что они вкладывают в понятие Бога, об экономических функциях религии для человека.

Жесткость Фрейда по отношению к религии сглаживалась его симпатией к искусству. Искусство для Фрейда есть форма ненавязчивого, не невротического замещения, удовлетворения.

Фрейдовская “подозрительность" к культуре оказала влияние на развитие сюрреализма, который как раз и ищет мыслительные ходы, дающие возможность “уличать” культуру в фальсификации. В частности, Сальвадор Дали восхищался Фрейдом, использую знания психоанализа в своих работах [1].

Теории Фрейда разоблачают инфантильные и архаические представления, под воздействием которых мы живем, они делают очевидным, что человеческий удел - в неизбежных конфликтах, и вообще человеком быть очень трудно. Если экзистенциализм делает акцент на свободу выбора и воли, то в психоанализе мы уже с самого начала являемся жертвами своего детства, обречены. Многие считают психоаналитические теории неэтическими - ведь они даже сексуальность лишили ореола тайны!

Но каково бы ни было наше личное отношение, Фрейд - это фигура в философии и психологии, с которой следует считаться. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) идеи Фрейда, невозможно оспорить тот факт, что очень немногие идеи оказали такое широкое и мощное воздействие на развитие человечества.

Страницы: 1 2


Воспитание – составляющая педагогического процесса
Воспитание – эта та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством учителя и в результате его социальной деятельности. Цель воспитания - сформировать у воспитуемого качества поведение в соответствии с предъявляемыми обществом требовани ...

Тео­рии ли­дер­ст­ва в аме­ри­кан­ской пси­хо­ло­гии
По­ня­тие ли­дер­ст­ва и раз­лич­ные его кон­цеп­ции воз­ник­ли в за­пад­ной нау­ке из­на­чаль­но на ба­зе эм­пи­ри­че­ских ис­сле­до­ва­ний имен­но ма­лых групп. Од­на­ко и трак­тов­ка яв­ле­ния ли­дер­ст­ва, и по­ни­ма­ние его при­чин и ме­ха­низ­мов про­де­ла­ли зна­чи­тель­ную эво­лю­цию. Но до сих пор ни в со­ци­аль­ной пси­хо­ло­ ...

Социально-психологический феномен лидерства
Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Лидер же - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуаци ...