RSS Feed

Каким я вижу влияние теорий Фрейда
Страница 1

Работы Зигмунда Фрейда предложили новое понимание личности, которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на природу человека, нанесшие сильный удар по общепринятым понятиям его эпохи, нашли отражение в комплексном и вызывающем значительный интерес методе понимания нормальной и анормальной психической деятельности. Фромм называет Фрейда реформатором мира - и это не преувеличение! Его идеи были подобны взрыву, разметавшему представления о природе человека, существовавшие в позднюю викторианскую эпоху во всех областях.

Создание науки о бессознательном вынуждает к пересмотру понятия сознания. Фрейд ставит неразрешимую задачу: одновременно быть и ответственным за здравое мышление, и способным на безрассудство.

Фромм пишет о Фрейде: “Хотя теория Фрейда представляет собой кульминацию рационализма, в то же время он нанес ему фатальный удар, Показав, что истоки человеческих действий лежат в бессознательном, в глубинах, которые почти всегда скрыты от взгляда наблюдателя, что сознание лишь в малой мере контролирует человеческое поведение, он подорвал тот рационалистический образ человека, где безраздельно доминировал интеллект" [8].

Фрейд становится “мастером подозрительности” [1], он как бы призывает не верить человеку и обществу. Ведь то, что люди думают, во что они верят, что считают важным и истинным - это всего лишь прикрытие чего-то другого.

Он как бы “отнимает" у нас культуру, обесценивает её - ведь все культурные нормы являются только прикрытием для вещей, которые мы не хотим признавать, не желаем видеть и учитывать.

Все наши ценности, наше поведение, говорит Фрейд, - это способы самообмана. Культурным человеком теперь будет не тот, кто имеет ясные убеждения или твёрдо верит во что-то, а наоборот - тот, кто подозревает, подвергает всё сомнению и понимает, что за убеждениями и ценностями скрывается что-то другое. Значит, культура является только формой проявления хаоса, абсурда и простого случая; это сублимация - оболочка, которая скрывает от человека то, что он действительно желает и к чему его на самом деле влечёт.

Фрейд “подвергает подозрительности” и религию - но с экономической точки зрения. Он пишет о том, что его теория является экономической, так как рассматривает психические процессы с точки зрения устранения неудовольствия и получения удовольствия. Поэтому, рассматривая вопрос религии, он ставит не вопрос о Боге, а вопрос о боге людей, о том, что они вкладывают в понятие Бога, об экономических функциях религии для человека.

Жесткость Фрейда по отношению к религии сглаживалась его симпатией к искусству. Искусство для Фрейда есть форма ненавязчивого, не невротического замещения, удовлетворения.

Фрейдовская “подозрительность" к культуре оказала влияние на развитие сюрреализма, который как раз и ищет мыслительные ходы, дающие возможность “уличать” культуру в фальсификации. В частности, Сальвадор Дали восхищался Фрейдом, использую знания психоанализа в своих работах [1].

Теории Фрейда разоблачают инфантильные и архаические представления, под воздействием которых мы живем, они делают очевидным, что человеческий удел - в неизбежных конфликтах, и вообще человеком быть очень трудно. Если экзистенциализм делает акцент на свободу выбора и воли, то в психоанализе мы уже с самого начала являемся жертвами своего детства, обречены. Многие считают психоаналитические теории неэтическими - ведь они даже сексуальность лишили ореола тайны!

Но каково бы ни было наше личное отношение, Фрейд - это фигура в философии и психологии, с которой следует считаться. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) идеи Фрейда, невозможно оспорить тот факт, что очень немногие идеи оказали такое широкое и мощное воздействие на развитие человечества.

Страницы: 1 2


Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозиро ...

Программированное обучение
В основе программированного обучения лежат общие (В.П. Бес-палко) и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принци­пы реализуются в ходе выполнения главного элемента програм­мированного обучения — обучающей программы, представляю­щей собой упорядоченную последовательность з ...

Воображение как способность к открытию
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей, хотя “ ...