RSS Feed

Ребенок в семье. Стили родительского поведения.
Страница 1

На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. Кроме того, социальное научение зависит во многом от структуры и условий жизни семьи: полная семья или нет; все ли ее члены работают; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; проживание в удобном доме или перенаселенной городской квартире.

Каждая семья уникальна так же, как уникален каждый отдельный индивид. Родители пользуются определенными приемами воспитания в зависимости от ситуации, самого ребенка, его поведения в данный момент, принадлежности к определенной культуре. В идеале они должны создавать разумные ограничения автономии ребенка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.

Термином родительский контроль обозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций. Запрещающие родители ограничивают свободу своих детей; они активно насаждают правила и следят за тем, чтобы ребенок им подчинялся и выполнял свои обязанности. В противоположность этому родители, для которых запретительные тенденции не характерны, в гораздо меньшей степени контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований, налагают меньше ограничений на их поведение и выражаемые ими эмоции. Термином родительская теплота обозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями. Мать и отец, с теплотой и заботой относящиеся к своим детям, часто улыбаются им, хвалят их и поддерживают. Они стараются не критиковать и не наказывать детей, а также воздерживаются от демонстрации своего неодобрения. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают и игнорируют своих детей, редко проявляя свою любовь или одобрение. Родительский контроль и родительская теплота влияют на проявление детьми агрессии и просоциального поведения, на формирование их Я-концепции, интернализацию нравственных ценностей, а также на развитие социальных навыков. [4; стр.97]

А. Болдуин выделил 2 стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующим параметрами: высокая степень вербального общения, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные. [31; стр.539]

Страницы: 1 2 3 4


Классификация памяти как психического процесса
«Формы проявления памяти чрезвычайно разнообразны. Это объясняется тем, что память участвует в реализации всех видов деятельности человека. Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1. Классификация по степени волевой регуляции памяти; 2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности (по ...

Культуросообразность образования. Образование как система как процесс, результат.
В настоя, время представляется иная концепция обр-я. В ее основе лежит принцип культоросообразности обр-я, дополняю­щей необх. научное содерж. обр-я. соответ. обр-я культуре озна­чает, что наука представ-ет перед уч-мися не только все актуал. рез-ты но и в истории научного знания, в процессе его возникновения его исторического личностно ...

Психофизика
Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений – это величина раздр ...