RSS Feed

4 этап (с 20 годов XX века) – Психология как наука о механизмах функционирования психики.

Психологические материалы » Психология и педагогика » 4 этап (с 20 годов XX века) – Психология как наука о механизмах функционирования психики.

Данный этап начался с первой трети XX века и продолжается до настоящего времени. Психология стала опираться на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать русского физиолога Ивана Петровича Павлова

, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

Представитель данного этапа – американский физиолог Джеймс

Олдс

, впервые вскрывший механизмы возникновения эмоций. В 1954 году американский нейрофизиолог Джеймс Олдс изучал, какие функции выполняют различные структуры мозга. Для этого он вводил в мозг животного тончайшие металлические иголочки-электроды, подавал небольшое электрическое напряжение, а затем наблюдал за изменениями в поведении животного. Таким образом, Дж. Олдс изучал механизмы возникновения сна. Однажды он ошибочно ввел электроды не в ту область, которую исследовал. Ему показалось, что раздражение этой области принесло животному явное удовольствие. Он соорудил рычажок и дал возможность крысе, нажимая на него лапкой, стимулировать свой мозг. Крыса начала это делать с частотой 5 000 стимуляций в час и делала до тех пор, пока внезапно не упала и не заснула. Проснувшись, она тотчас возобновила стимуляцию. Исследователь пытался отвлечь ее, предлагая питье и еду, но она не обращала на это внимания. Ее не отвлекали даже страх и сильная боль. В конце концов, крыса обессилела и умерла, нажимая лапкой на рычажок. Нейрофизиологи, заинтересовавшись этим феноменом, стали его изучать. Были проведены исследования с кроликами, морскими свинками, кошками, собаками, обезьянами - всегда происходило одно и тоже. Ничто не отвлекало животное от стимуляции этого участка мозга до самой смерти.

К данному этапу можно отнести американского физиолога Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, американского психолога Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей, создавших различные школы и направления в психологии. Благодаря исследованиям в различных науках психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.


Взаимоотношения родителей и детей
Несмотря на то, что дети значительное количество времени проводят в школе, семья обычно продолжает играть ведущую роль в процессе их социализации. В то же время их растущие когнитивные способности позволяют им усваивать все более тонкие социальные понятия и правила как через целенаправленное научение, так и посредством наблюдения за пов ...

Характеристика психических процессов
Восприятие мира. Внимание. Память Восприятие представляет собой непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. [1 С.53] Индивид в процессе своей жизнедеятельности постоянно познает окружающую действительность, непосредственно взаимодействует с ней и встр ...

Модель личности эффективного консультанта телефона доверия
Нами было проанализировано большое количество литературы по проблеме профессиональных и личностных качеств консультанта ТД. Эти качества, выделяемые зарубежными и отечественными авторами, представлены в виде схемы №1 и таблиц №1-3. Из таблиц видно, что все авторы подчеркивают важность одних и тех же качеств, незначительные различия набл ...