RSS Feed

Педагогические технологии
Страница 1

Педагогическая технология

(называют также активными методами обучения

) – организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой. Виды: программированное, проблемное, модульное обучение, деловые игры и др.

Программированное обучение

Разработана проф. Б.Ю.Скиннером в 1954 г. В основу положены два требования: 1) перейти от контроля к самоконтролю; 2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Программированное обучение строится по четким алгоритмам обучения (точным инструкциям), которые приводят к ожидаемому результату, обязательно включает обратную связь: внутреннюю (к обучаемому) и внешнюю (к преподавателю). Характеризуется пятью признаками:

1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;

2) расчлененность учебной части на шаги, связанные с дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;

3) завершение каждого шага самопроверкой с анализом успешности этого шага или корректирующего воздействия, если требуется;

4) использование автоматического (полуавтоматического) устройства;

5) индивидуализация обучения.

Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Это специально созданное на основе пяти признаков пособие, в котором, программируется не только учебный материал, но и усвоение (понимание и запоминание) этого материала и его контроль. Действие обучаемого, как правило, немедленно контролируется ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему шагу. При неверном действии в обучающей программе разъясняются характерные ошибки, допущенные обучаемыми.

Проблемное обучение

В основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы.

Проблема

– противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов, объектов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Научная проблема отличается от учебной проблемы.

Существуют явления, которые человечеству известны (научные знания). Но есть и явления, о которых человечество еще ничего не знает. Кроме того, есть знания субъективные, т. е. знания отдельного человека. Они могут быть полными (эрудированный человек) и неполными (пробел в знаниях). Научная проблема возникает на стыке известного (научного знания) и неизвестного, а учебная проблема - на стыке субъективного и научного знания.

Рис. 20. Научная и учебная проблемы

Проблемная ситуация

— это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый. Тут возникает потребность активно мыслить, и, главное, ответить на вопрос «почему». Потребность, как известно, рождает мотив, побуждающий человека думать и действовать. В этом суть проблемного обучения.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студентами.

2. Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.

3. Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить.

4. Студент сам ставит проблему и сам ее решает. Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

Деловые игры

Педагогическая суть деловых игр - подготовить студентов к практической профессиональной деятельности.

Деловая игра

— это проигрывание той или иной ситуации специалистами. Их цель — сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе, т.к. активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

Общие принципы организации деловой игры:

Страницы: 1 2


Навык и тренировка как формы научения.
Навык - форма научения, кот. проявляется на разных ступенял эвол - ого развития, важнейшая форма факультативного научения, проявляется на опред - ом уровне филогенеза. В рез - те его формирования примен - я врожденная двигательная координация - реакция поведенческая, но в новой ситуации. Сигналы старые, а реакции новые. 1)необходимость ...

Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже
Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения, оговорки, обмолвки, симптомы болезней (преимущественно неврозов). Сновидения рассматриваются как разновидность непроизвольного ...

Кто должен подавать руку первым?
Хотя в современном обществе принято пожимать руку при первой встрече, в некоторых обстоятельствах инициировать рукопожатие не следует. Принимая во внимание, что рукопожатие — это знак доверия и радушия, вы должны сначала задать себе несколько вопросов. А рады ли мне? Рад ли этот человек встрече со мной или я вынуждаю его приветствовать ...