Педагогические технологииСтраница 1
Педагогическая технология
(называют также активными методами обучения
) – организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой. Виды: программированное, проблемное, модульное обучение, деловые игры и др.
Программированное обучение
Разработана проф. Б.Ю.Скиннером в 1954 г. В основу положены два требования: 1) перейти от контроля к самоконтролю; 2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Программированное обучение строится по четким алгоритмам обучения (точным инструкциям), которые приводят к ожидаемому результату, обязательно включает обратную связь: внутреннюю (к обучаемому) и внешнюю (к преподавателю). Характеризуется пятью признаками:
1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;
2) расчлененность учебной части на шаги, связанные с дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;
3) завершение каждого шага самопроверкой с анализом успешности этого шага или корректирующего воздействия, если требуется;
4) использование автоматического (полуавтоматического) устройства;
5) индивидуализация обучения.
Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Это специально созданное на основе пяти признаков пособие, в котором, программируется не только учебный материал, но и усвоение (понимание и запоминание) этого материала и его контроль. Действие обучаемого, как правило, немедленно контролируется ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему шагу. При неверном действии в обучающей программе разъясняются характерные ошибки, допущенные обучаемыми.
Проблемное обучение
В основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы.
Проблема
– противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов, объектов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Научная проблема отличается от учебной проблемы.
Существуют явления, которые человечеству известны (научные знания). Но есть и явления, о которых человечество еще ничего не знает. Кроме того, есть знания субъективные, т. е. знания отдельного человека. Они могут быть полными (эрудированный человек) и неполными (пробел в знаниях). Научная проблема возникает на стыке известного (научного знания) и неизвестного, а учебная проблема - на стыке субъективного и научного знания.
Рис. 20. Научная и учебная проблемы
Проблемная ситуация
— это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый. Тут возникает потребность активно мыслить, и, главное, ответить на вопрос «почему». Потребность, как известно, рождает мотив, побуждающий человека думать и действовать. В этом суть проблемного обучения.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студентами.
2. Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.
3. Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить.
4. Студент сам ставит проблему и сам ее решает. Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.
Деловые игры
Педагогическая суть деловых игр - подготовить студентов к практической профессиональной деятельности.
Деловая игра
— это проигрывание той или иной ситуации специалистами. Их цель — сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе, т.к. активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.
Общие принципы организации деловой игры:
Основные х-ки усвоения знаний.
Усвоение прежде всего характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от времени, различия ситуаций и условий их применения. В целом прочность усвоения существенно зависит от системности, смыслоорганизованности воспринимаемого учебного материала, его личностной значим ...
ПАМЯТЬ
Память -
форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.
Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его насто ...
Междисциплинарные связи психологии
развития и возрастной психологии.
В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой — сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.
Биология, генетика, физиология развития. ...