RSS Feed

Педагогические технологии
Страница 1

Педагогическая технология

(называют также активными методами обучения

) – организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой. Виды: программированное, проблемное, модульное обучение, деловые игры и др.

Программированное обучение

Разработана проф. Б.Ю.Скиннером в 1954 г. В основу положены два требования: 1) перейти от контроля к самоконтролю; 2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Программированное обучение строится по четким алгоритмам обучения (точным инструкциям), которые приводят к ожидаемому результату, обязательно включает обратную связь: внутреннюю (к обучаемому) и внешнюю (к преподавателю). Характеризуется пятью признаками:

1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;

2) расчлененность учебной части на шаги, связанные с дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;

3) завершение каждого шага самопроверкой с анализом успешности этого шага или корректирующего воздействия, если требуется;

4) использование автоматического (полуавтоматического) устройства;

5) индивидуализация обучения.

Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Это специально созданное на основе пяти признаков пособие, в котором, программируется не только учебный материал, но и усвоение (понимание и запоминание) этого материала и его контроль. Действие обучаемого, как правило, немедленно контролируется ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему шагу. При неверном действии в обучающей программе разъясняются характерные ошибки, допущенные обучаемыми.

Проблемное обучение

В основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы.

Проблема

– противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов, объектов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Научная проблема отличается от учебной проблемы.

Существуют явления, которые человечеству известны (научные знания). Но есть и явления, о которых человечество еще ничего не знает. Кроме того, есть знания субъективные, т. е. знания отдельного человека. Они могут быть полными (эрудированный человек) и неполными (пробел в знаниях). Научная проблема возникает на стыке известного (научного знания) и неизвестного, а учебная проблема - на стыке субъективного и научного знания.

Рис. 20. Научная и учебная проблемы

Проблемная ситуация

— это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый. Тут возникает потребность активно мыслить, и, главное, ответить на вопрос «почему». Потребность, как известно, рождает мотив, побуждающий человека думать и действовать. В этом суть проблемного обучения.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студентами.

2. Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.

3. Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить.

4. Студент сам ставит проблему и сам ее решает. Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

Деловые игры

Педагогическая суть деловых игр - подготовить студентов к практической профессиональной деятельности.

Деловая игра

— это проигрывание той или иной ситуации специалистами. Их цель — сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе, т.к. активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

Общие принципы организации деловой игры:

Страницы: 1 2


Офтальмо-гигиенические условия организации занятий по конструированию с детьми с нарушенным зрением
В специализированных дошкольных учреждениях решаются образовательные, учебно - воспитательные, лечебно - восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них. У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в фи ...

Тип личности
В настоящее время принято выделять четыре основных типа темперамента: 1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; 2) сильный, уравновешенный, малоподвижный – флегматик; 3) сильный, неуравновешенный – холерик; 4) слабый, неуравновешенный – меланхолик. Сангвиники – люди энергичные, оживленные, общительные, эмоционально лабильны ...

Исследование самооценки форм агрессивного поведения
В рамках данного исследования нами было опрошено 10 испытуемых, учащихся 9 класса из них 5 мальчиков и 5 девочек, в возрасте от 14 – 15 лет. Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 52, г. Ульяновск. Всем испытуемым была предложена методика Басса – Дарки. Нами были получены данные, которые представлены в диагра ...