Основные направления в психологииСтраница 1
Таблица 2
Основные школы психологии ХХ в. и их представители
Направления |
Основатели, представители |
Суть теорий |
Бихевиоризм |
Джон Уотсон Эдуард Торндайк Беррес Скиннер |
Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики |
Психоанализ (фрейдизм) |
Зигмунд Фрейд |
Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. |
Гештальпсихология |
Макс Вертхеймер Вольфганг Кёлер Курт Коффка |
Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия. |
Гуманистическая психология |
Карл Роджерс Абрахам Маслоу Гордон Олпорт |
Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации. |
Когнитивная психология |
Ульрих Найссер |
Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса. |
Трансперсональная психология |
Станислав Гроф Роберто Асаджоли Карлфрид Дюркгейм |
Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание. |
Интерактивная психология |
Эрик Берн |
Человек - существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. |
Советская психология |
И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев |
Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности. |
Л.С.Выготский |
Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека. | |
С.Л.Рубинштейн |
Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности). | |
А.Н.Леонтьев |
Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности. | |
А.Р.Лурия |
Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений. | |
П.Я.Гальперин |
Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий. |
Выводы
Современные методы исследования памяти человека анализируют и изучают память личности на каждом из основных процессов – на этапе усвоение, сохранения и воспроизведения информации. Для исследования различных типов памяти и различных её процессов используются различные методики.
Так, для исследования непроизвольного запоминания и условий ...
Краткий обзор учений о
темпераменте
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латински ...
Определение понятия развития.
Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени: идея изменений и их протекания во времени неоспорима. Другое дело — ответить на вопросы, что и ка ...