RSS Feed

Методы исследования в психологии
Страница 1

Психологические материалы » Психология и педагогика » Методы исследования в психологии

Методы научных исследований

- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

· объективность

- объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического;

· валидность –

гарантия того, что избранный способ изучения (метод) действительно способен измерить или оценить изучаемый объект;

·

надежность

- качества метода, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном его использовании.

Таблица 3

Методы психологии

Методы

Определение

Виды

Интроспекция

Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним

нет

Наблюдение

Целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе

Открытое, скрытое, включенное, не включенное

Опрос

Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности

Устный (интервью, беседа), письменный (анкета - открытая, закрытая), стандартизированный, свободный

Тест

Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом

Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты

Эксперимент

Создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт

Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный

Анализ продуктов деятельности

Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений.

Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др.

Интроспекция -

самонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог - исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Наблюдение

– целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается. Достоинства наблюдения: 1) возможность непосредственного контакта с объектом, 2) возможность применения в самых различных ситуациях; недостатки: 1) невозможность повторения ситуации, 2) большая вероятность ошибок из-за субъективного фактора.

Опрос

представляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным. Устный опрос (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Страницы: 1 2


Взаимодействие памяти и деятельности
Взаимодействие памяти и деятельности заключается в зависимости типа запоминания от его включенности в структуру деятельности. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне какой-либо деятельности, запоминание определяется особенностями этой деятельности. По признаку включенности в деятельность запоминание делится на два типа – прои ...

Общение как фактор формирования личности подростка. Психологическая характеристика общения
Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком. Антуан де Сент-Экзюпери. В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности ...

Психика человека и ее функции. Классификация психических явлений
Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях Психическое от ...