RSS Feed

Структура психики человека
Страница 1

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы; психические состояния; психические свойства.

Психические процессы

- это отражение окружающего мира в разных формах психики. Например, предметы и явления в целом наш мозг отражает в форме восприятий; свойства предметов - в форме ощущений; прошедшие события – в форме воспоминаний; связи между предметами отражаются мышлением и т.д. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец. С помощью психических процессов человек познает мир, приобретает знания (поэтому они называются познавательными процессами).

Психические познавательные процессы:

Ощущения

- отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Восприятие

- целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств этих предметов.

Память

– отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Мышление

– отражение сущности предметов и явлений, их взаимосвязи, закономерностей.

Речь

– процесс использования системы знаков (звуков) для общения или мышления.

Воображение

– создание нового образа на основе прошлого опыта, отражение будущего.

Внимание

- направленность и сосредоточенность сознания на объекте.

Психические состояния

- имеющийся в данный момент уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека. Например: бодрость или подавленность, усталость или работоспособность, хорошее настроение или плохое и пр. Психические состояния имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием ситуации. Они могут влиять на течение психических процессов: при страхе, например, может искажаться восприятие информации.

Психические состояния:

Эмоции

– реакции человека и животных на воздействия раздражителей, имеющих позитивное или негативное значение в данной ситуации.

Чувства

– устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Воля

- сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Психические свойства

- устойчивые образования, характеризующие человека, регулирующие его поведение. Например: агрессивность, вспыльчивость, смелость, честность.

Психические свойства:

Темперамент

– врожденные особенности человека, проявляющиеся в силе и скорости реагирования, эмоциональной возбудимости и уравновешенности.

Характер

– индивидуальное сочетание приобретенных в течение жизни устойчивых особенностей личности, проявляющихся в поведении, отношении к себе, людям, делу, трудностям.

Способности

– индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Направленность личности

– важнейшее свойство личности, выражающее главные тенденции его поведения и отношения к себе, к людям, к делу.

Самосознание

– представления человека о себе, осознание своего Я.

Страницы: 1 2


Определение воображения
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить ...

Классификация методов обучения и воспитания
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы-учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное исследование и др.) и методы контроля (опро ...

Обзор психологической литературы по проблеме памяти. Характеристика основных научных направлений в области разработки проблем памяти
Современные исследования в области памяти анализируют её с различных точек зрения и на основе различных подходов. Наиболее широкое распространение получили ассоциативные теории памяти. Согласно этим теориям, предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению известно ...