RSS Feed

Психические познавательные процессы. Ощущения и восприятие

Психологические материалы » Психология и педагогика » Психические познавательные процессы. Ощущения и восприятие

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы– это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Ощущения -

отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений:

Зрительные - рецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки).

Слуховые - рецепторы находятся в среднем ухе (улитка).

Обонятельные - рецепторы находятся в верхней части носовой полости.

Вкусовые - рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек.

Кожные (тактильные, температурные, болевые) - рецепторы находятся в коже и органах.

Статические (движение, положение тела) - рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

Органические (голод, жажда, половые, болевые) - рецепторы находятся во внутренних органах.

Экстероцептивные - рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире.

Интероцептивные - рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма.

Проприоцептивные - рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о положении и движении тела.

Восприятие

- целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Выделяется четыре уровня восприятия

:

1)

обнаружение

– констатируется факт: есть ли раздражитель?

2)

различение – формирование образа из ощущений;

3)

идентификация

– сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);

4) опознание

отнесение объекта к определенному классу объектов,

воспринимавшихся ранее.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психики человека.

Виды восприятия:

Восприятие предметов – предметы воспринимаются несколькими перцептивными действиями: зрительными + двигательными (зрительное восприятие); тактильными + двигательными (осязание).

Восприятие движения – перемещение объектов воспринимается на каком-либо фоне: изменение положения движущихся тел по отношению к неподвижным сзади и спереди.

Восприятие пространства – происходит при восприятии величины и формы предмета, а также объема и удаленности предметов (перспектива пространства воспринимается бинокулярным зрением).

Восприятие времени – воздействия, возбуждающие организм, ускоряют время (кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин). Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, - как быстро прошедший период.

Свойства восприятия:

Целостность - способность воспринимать объекты в совокупности их свойств как единое целое.

Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия). Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Осмысленность - способность осознанно воспринимать объект, понимать его сущность.

Избирательность - способность выделять объект или его часть из общего фона.

Предметность - способность относить незнакомый объект к конкретной категории похожих знакомых объектов.

Константность - способность сохранять параметры знакомых предметов (цвет, форму, величину) при изменении условий восприятия.

Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).


Социально-психологический подход в психологии социального познания
Естественно, что самым непосредственным образом психология социального познания выросла из недр психологической науки. Весь раздел общей психологии, посвященный анализу познавательных процессов, является предпосылкой для формирования самого предмета и всей проблематики психологии социального познания. Одним из первых, высказавших идею ...

Теория Ж. Пиаже
Ж. Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего — это вопрос о взаимоотношении целого и части. Поскольку в мире нет изолированных элементов и все они либо являются частями более крупного целого, либо сами дробятся на мелкие составляющие, взаимодействия между частями и целым зависят от структуры, в которую они включены. В ...

Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации
Обычно когда говорят «система», под этим подразумевают всего только «нечто более организованное, чем, если бы не было системы». Для физиологов, биологов система появляется там, где у этой организации имеются какие-то приспособительные, полезные для жизни животного результаты. Нет системы там, где не получается никаких полезных результат ...