Структура деятельности и навыки
Деятельность имеет цель. Достижение цели складывается из решения ряда частных задач.
Относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называется действием (предметным действием). Следовательно, деятельность состоит из действий
Любое действие складывается из определенных движений. Действие - система движений. Способ осуществления действия называется операцией.
Выполнение движений непрерывно контролируется и сопоставляется с конечной целью действия. (При нарушении этого контроля люди неспособны выполнить даже простые действия).
Деятельность имеет внутренние и внешние компоненты. Переход внешних компонентов во внутренние - интериоризация, переход внутренних во внешние - экстериоризация.
Навыки
Движения требуют сначала детальной сознательной регуляции, затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания - автоматизируются.
Частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека называют навыком
.
Стриктура навыка:
1. Изменение приемов исполнения движений (совмещение нескольких движений в один акт, увеличение темпа).
2. Изменение приемов сенсорного контроля над действием (например, опытная машинистка не смотрит на клавиатуру при наборе текста).
3. Изменение приемов центрального регулирования действия (например, при ходьбе человек не думает, куда и как ставить ноги).
Взаимодействие навыков:
Каждый навык складывается в системе уже имеющихся у человека навыков. Одни помогают ему складываться, другие - мешают.
Если цель действия, условия или объект действия одинаковы при выработке нового навыка, старый навык тормозит выработку нового - отрицательный перенос (интерференция навыков).
Если цели, объекты, условия различны, старый навык помогает выработке нового - положительный перенос (индукция навыков).
Умение
- положительный перенос некоторых навыков при выполнении нового действия. Умение - использование имеющихся знаний и навыков для осуществления действия в соответствии с поставленной целью (под сознательным контролем).
История изучения памяти
Обладатели хорошей памяти были окружены уважением и часто занимали высокое положение. Оглядываясь назад, мы видим, что в течение многих веков истории было мало прогресса в изучении памяти. Даже сейчас ученые находятся только в начале своего поиска. ...
Негативные и позитивные слухи.
Объяснить это довольно сложно, но практика подтверждает значительно более сильное влияние негативных слухов по сравнению с позитивными.
Возможно, это следствие вполне оправданного нашей историей хронического недоверия властям. Может быть, это какая-то особенность человеческой психики: например, когда мы вспоминаем свое прошлое, па ...
Что такое стресс. Немного о самом понятии.
Каждый человек испытывает стресс, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Если заглянуть в словари, изданные еще лет двадцать назад, то англоязычного термина “стресс” там попросту не встретить. Зато сейчас… Специальная литература о стрессе насчитывает почти двести тысяч наименований.
Что ж ...