RSS Feed

Коммуникативная, интерактивеая и перцептивная стороны общения
Страница 1

Психологические материалы » Психология и педагогика » Коммуникативная, интерактивеая и перцептивная стороны общения

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

· интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций, влияние, убеждение собеседника);

· перцептивная сторона общения состоит во взаимном восприятии друг друга.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникация

– процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

Коммуникативная

компетентность

– способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Причиной плохой коммуникации могут быть:

· стереотипы – «предвзятые представления», неверные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций;

· плохие отношения между людьми;

· отсутствие внимания и интереса собеседника;

· пренебрежение фактами, поспешные выводы;

· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

Передача любой информации возможна посредством вербальной

(речевой) и невербальной

(неречевой) коммуникации.

В структуру вербальной коммуникации входят:

Øсмысл фраз и интонация речи;

Øкачества речи: темп, тональность, скорость, тембр дикция;

Øхарактерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи, покашливание, паузы.

В структуру невербальной коммуникации входят:

Øкинестетика: мимика (движения лица), жестика (жесты), понтомимика (поза, осанка, походка, движения тела);

Øтаксика (прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и пр.);

Øпроксемика (расположение людей в пространстве).

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности. Единица взаимодействия называется трансакцией.

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия

: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.

Ритуальное взаимодействие

- это форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие — это и своеобразный праздник, и мощное средство сплочения людей (религиозные обряды, дворцовые церемонии, военные ритуалы, праздники и похороны, прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.).

Операции — это взаимодействия на работе, учебе, приготовление пищи, ремонт квартиры, выполнение профессиональных, семейных функций и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.

Уход

— форма взаимодействия, к которой прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей: человек, находясь с другими людьми в одном помещении, а мысленно пребывает в совершенно ином месте, мечтает о своем.

Времяпрепровождение - форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самое распространенное времяпрепровождение - обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы: дети, женщины, мужчины, власть, телевидение, «Кто вчера выиграл», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она .» и т.д. Происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Если люди делают друг для друга приятное — формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, — формируется уважение. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.

Страницы: 1 2


Понятие и причины неврозов
Неврозы — психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-эффективных и соматовегетативных клинических феноменах. По существу это патологическая, чаще всего избирательная, реакция личности на нарушения в микросоциально-психологических отношениях с окружающими людьми [5]. К неврозам относятся толь ...

Социально-психологический феномен лидерства
Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Лидер же - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуаци ...

Образовательные учреждения
Образовательное учреждение – это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и воспитание обучающихся. Типы образовательных учреждений Øдошкольные; Øобщеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); ...