Коммуникативная, интерактивеая и перцептивная стороны общенияСтраница 1
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
· интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций, влияние, убеждение собеседника);
· перцептивная сторона общения состоит во взаимном восприятии друг друга.
Коммуникативная сторона общения
Коммуникация
– процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.
Коммуникативная
компетентность
– способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Причиной плохой коммуникации могут быть:
· стереотипы – «предвзятые представления», неверные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций;
· плохие отношения между людьми;
· отсутствие внимания и интереса собеседника;
· пренебрежение фактами, поспешные выводы;
· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;
· неверный выбор стратегии и тактики общения.
Передача любой информации возможна посредством вербальной
(речевой) и невербальной
(неречевой) коммуникации.
В структуру вербальной коммуникации входят:
Øсмысл фраз и интонация речи;
Øкачества речи: темп, тональность, скорость, тембр дикция;
Øхарактерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи, покашливание, паузы.
В структуру невербальной коммуникации входят:
Øкинестетика: мимика (движения лица), жестика (жесты), понтомимика (поза, осанка, походка, движения тела);
Øтаксика (прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и пр.);
Øпроксемика (расположение людей в пространстве).
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности. Единица взаимодействия называется трансакцией.
Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия
: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.
Ритуальное взаимодействие
- это форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие — это и своеобразный праздник, и мощное средство сплочения людей (религиозные обряды, дворцовые церемонии, военные ритуалы, праздники и похороны, прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.).
Операции — это взаимодействия на работе, учебе, приготовление пищи, ремонт квартиры, выполнение профессиональных, семейных функций и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.
Уход
— форма взаимодействия, к которой прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей: человек, находясь с другими людьми в одном помещении, а мысленно пребывает в совершенно ином месте, мечтает о своем.
Времяпрепровождение - форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самое распространенное времяпрепровождение - обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы: дети, женщины, мужчины, власть, телевидение, «Кто вчера выиграл», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она .» и т.д. Происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.
Дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Если люди делают друг для друга приятное — формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, — формируется уважение. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.
Организационные формы обучения в ВУЗе
Если иметь в виду особенности организации обучения на макроуровне, то выделяются следующие его формы.
Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные заня ...
Психика человека. Естественнонаучные основы психологии. Понятие
психики
Психика
– особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.
Психика человека
– это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окруж ...
Исследования эмоций
Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.
По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного ...
