RSS Feed

Коммуникативная, интерактивеая и перцептивная стороны общения
Страница 2

Психологические материалы » Психология и педагогика » Коммуникативная, интерактивеая и перцептивная стороны общения

Игра, манипуляция — это стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Игры отличаются от других способов взаимодействия двумя параметрами: 1) скрытыми мотивами, 2) наличием выигрыша. Каждый участник, даже потерпевший поражение, получает выигрыш, но крайне специфический — в форме негативных чувств обиды, страха, вины, ненависти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, — что служит своеобразным подтверждением правоты жизненной позиции этих людей, согласно которой «люди — плохие, я — плохой, жизнь — плоха».

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей. Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы. Повиновение, подчинение авторитету - подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом.

Перцептивная сторона общения

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и называется перцепцией.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация

– это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Эмпатия

- это мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его переживания и чувства.

Рефлексия

– это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии общения.

Обратная связь в общении –

это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывают у меня его поведение.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии — аттракции

. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции

(привязанности, симпатии):

Ø частота взаимных социальных контактов, соседство

Ø физическая привлекательность

Ø феномен «ровни»

Ø чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств

Ø «эффект усиления» — когда у кого-либо черты, схожие с нашими

Ø сходство интересов, взглядов

Ø нам нравятся те, кому мы нравимся

Ø если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание

Ø нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события

Ø то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Страницы: 1 2 


Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности
Тот факт, что понятия «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально- психологических свойств и качеств человека. В немарксистских психологических концепциях личность не рассматривается как субъект системы отношений, общественных по своей природе. С ...

Восприятие внешнего мира
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ...

Лидерство в спорте. Лидерство в спортивной команде
Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих общественно важные функции в общей структуре общественного разделения труда, а именно – оздоровитель ...