Коммуникативная, интерактивеая и перцептивная стороны общенияСтраница 2
Игра, манипуляция — это стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Игры отличаются от других способов взаимодействия двумя параметрами: 1) скрытыми мотивами, 2) наличием выигрыша. Каждый участник, даже потерпевший поражение, получает выигрыш, но крайне специфический — в форме негативных чувств обиды, страха, вины, ненависти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, — что служит своеобразным подтверждением правоты жизненной позиции этих людей, согласно которой «люди — плохие, я — плохой, жизнь — плоха».
Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей. Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы. Повиновение, подчинение авторитету - подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом.
Перцептивная сторона общения
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и называется перцепцией.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация
– это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
Эмпатия
- это мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его переживания и чувства.
Рефлексия
– это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии общения.
Обратная связь в общении –
это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывают у меня его поведение.
Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии — аттракции
. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти.
Факторы, которые способствуют формированию аттракции
(привязанности, симпатии):
Ø частота взаимных социальных контактов, соседство
Ø физическая привлекательность
Ø феномен «ровни»
Ø чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств
Ø «эффект усиления» — когда у кого-либо черты, схожие с нашими
Ø сходство интересов, взглядов
Ø нам нравятся те, кому мы нравимся
Ø если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание
Ø нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события
Ø то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.
Психоанализ болезней
Психоанализ симптоматики заболеваний – достоверный метод получения вытесненной из сознания информации о глубинных комплексах и напряжениях личности. Подобная информация может самым серьезным образом скорректировать представления о данном человеке и его перспективных возможностях. Психоанализ болезненных симптомов позволяет также индивид ...
Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной
деятельности
Вопрос о мотивах деятельности - главный, коренной вопрос ее организации. Именно от них во многом зависит содержание принимаемых целей, состав применяемых способов и общая эффективность деятельности.
Некоторые преподаватели высказывают такую точку зрения: если студент пришел учиться в вуз, у него должен быть интерес к знаниям и стремлен ...
Кубическая модель структуры интеллекта
28 августа 1959 года в журнале "Американский психолог" появилась статья Джоя Пола Гилфорда "Три стороны интеллекта". Это была стенограмма лекции, прочитанной Гилфордом 13 апреля 1959 года в Стэнфордском университете - цитадели тестирования интеллекта, где в свое время Луис Термен осуществил модификацию знаменитого те ...