Основы педагогики. Педагогика как наука. Методология педагогики
Педагогика –
наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. Она тесно связана с философией, социологией, культурологией, психологией, анатомией, физиологией и гигиеной, медициной и др. отраслями человекознания. Ее внутренняя структура состоит из двух компонентов: теории и практики воспитания и теории и практики обучения (дидактики).
Объект педагогики
– педагогический процесс, составляющими которого являются обучение и воспитание.
Предмет педагогики
– закономерности обучения и воспитания.
Основные задачи педагогики –
открытие объективных закономерностей обучения и воспитания и целенаправленное применение их на практике.
Педагогика выполняет 3 основные функции
: общетеоретическую, практическую и прогностическую.
Методы педагогики:
- Педагогическое наблюдение
- Исследовательская беседа
- Изучение школьной документации
- Педагогический эксперимент
- Обобщение передового опыта
- Рейтинг, метод экспертных оценок
Феномен детектора ошибок
Существует феномен “детектора ошибок”, открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.
Например, уходя из дома, человек проверяет, выключил ли он утюг. Достаточно сделать это один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В резуль ...
Особенности психодиагностики дошкольников
Психологическая диагностика – основа деятельности любого психолога. Основная цель психодиагноста – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические м ...
Мысленный эксперимент и творческое воображение
Мысленный эксперимент - это познавательная деятельность, где важное место занимает научное воображение. Д.П.Горский называет мысленным экспериментом метод, “позволяющий прибегнуть к отвлечениям, в результате которых создается идеализированный объект (абстракция, идеализация)”. [5] Мысленный эксперимент определяется здесь как одна из фор ...