Содержание образования
Содержание образования
– система научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных позиций, которыми необходимо овладеть обучаемым.
Содержание образования определяется образовательными программами
. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на подготовку специалистовсоответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным стандартом.
Государственные образовательные стандарты
представляют собой государственные документы,
раскрывающие цели обучения и воспитания, обязательные требования к структуре и содержанию образования, закрепленные в особых нормативных документах. В стандарте выделяются два компонента: инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и меняется достаточно редко, и вариативная часть – для быстрого реагирования на запросы общества. Они определяют:
· обязательный минимум содержания основных образовательных программ:
· максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
· требования к уровню подготовки выпускников;
· критерии объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Для обучающихся, имеющих нарушения в психофизиологическом и физическом развитии, установлены специальные образовательные стандарты, на основе которых разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на соответствующие технологии обучения.
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
Учебный план
- это сертификат учебного заведения, который определяет:
· продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров), каникул;
· полный перечень предметов;
· распределение предметов по годам обучения;
· количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом классе (группе);
· количество часов в неделю на изучаемый предмет;
· структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, цели образования.
Учебные программы
составляются по всем предметам на основе учебного плана. Программа содержит:
· объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения);
· тематическое содержание учебного материала;
· ориентировочное количество времени на изучение;
· перечень основных мировоззренческих вопросов;
· перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
· рекомендуемую литературу.
В учебной литературе
подробно раскрывается содержание образования. К ней относят учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и т. п.
Учебник
должен быть:
• интересным;
• доступным;
• хорошо иллюстрированным;
• стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая вставки).
Теоретико-методологические подходы к изучению
конфликтных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих. Государственные и
муниципальные служащие: понятия, функции
Институт государственной службы еще находится в стадии развития, исторически в России утвердилась система закрытой государственной службы или система карьеры. Государство для выполнения своих функций создает и поддерживает свой аппарат, то есть совокупность людей, профессионально занятых проведением в жизнь установленных норм и правил. ...
Предмет курса педагогика и психология высшего образования. О
предмете педагогики
Слово «педагогика» переводится с греческого как «детовождение» и первоначально обозначало воспитательную работу с детьми, проводимую специально подготовленными для этого лицами — педагогами.
Главным предметом педагогики высшей школы является проектирование процесса обучения и воспитания студентов, а также и управления им. Необходимых б ...
Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
У ребенка с высоким уровнем тревожности укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Не следует поспешно требовать включения в группу играющих. Надо только почаще предоставлять возможность играть рядом с детьми, наблюдать за игрой детского коллектива и лишь осторожно и постепенно вводить ребенка в игру. Иногда нужно п ...