Содержание образования
Содержание образования
– система научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных позиций, которыми необходимо овладеть обучаемым.
Содержание образования определяется образовательными программами
. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на подготовку специалистовсоответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным стандартом.
Государственные образовательные стандарты
представляют собой государственные документы,
раскрывающие цели обучения и воспитания, обязательные требования к структуре и содержанию образования, закрепленные в особых нормативных документах. В стандарте выделяются два компонента: инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и меняется достаточно редко, и вариативная часть – для быстрого реагирования на запросы общества. Они определяют:
· обязательный минимум содержания основных образовательных программ:
· максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
· требования к уровню подготовки выпускников;
· критерии объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Для обучающихся, имеющих нарушения в психофизиологическом и физическом развитии, установлены специальные образовательные стандарты, на основе которых разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на соответствующие технологии обучения.
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
Учебный план
- это сертификат учебного заведения, который определяет:
· продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров), каникул;
· полный перечень предметов;
· распределение предметов по годам обучения;
· количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом классе (группе);
· количество часов в неделю на изучаемый предмет;
· структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, цели образования.
Учебные программы
составляются по всем предметам на основе учебного плана. Программа содержит:
· объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения);
· тематическое содержание учебного материала;
· ориентировочное количество времени на изучение;
· перечень основных мировоззренческих вопросов;
· перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
· рекомендуемую литературу.
В учебной литературе
подробно раскрывается содержание образования. К ней относят учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и т. п.
Учебник
должен быть:
• интересным;
• доступным;
• хорошо иллюстрированным;
• стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая вставки).
Определение воображения
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить ...
Эмпирическое исследование особенностей
внутриличностных конфликтов у школьников. Программа исследования. Методологический раздел
Проблема исследования формулируется как выявление особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.
Цель работы: выявить особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.
Задачи
1. Изучить теоретиче ...
Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе
Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы [1]. При этом специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения как в средней так и высшей школах. Так, например, первокурсник ...