RSS Feed

Содержание образования

Содержание образования

– система научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных позиций, которыми необходимо овладеть обучаемым.

Содержание образования определяется образовательными программами

. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на подготовку специалистовсоответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным стандартом.

Государственные образовательные стандарты

представляют собой государственные документы,

раскрывающие цели обучения и воспитания, обязательные требования к структуре и содержанию образования, закрепленные в особых нормативных документах. В стандарте выделяются два компонента: инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и меняется достаточно редко, и вариативная часть – для быстрого реагирования на запросы общества. Они определяют:

· обязательный минимум содержания основных образовательных программ:

· максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

· требования к уровню подготовки выпускников;

· критерии объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Для обучающихся, имеющих нарушения в психофизиологическом и физическом развитии, установлены специальные образовательные стандарты, на основе которых разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на соответствующие технологии обучения.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.

Учебный план

- это сертификат учебного заведения, который определяет:

· продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров), каникул;

· полный перечень предметов;

· распределение предметов по годам обучения;

· количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом классе (группе);

· количество часов в неделю на изучаемый предмет;

· структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, цели образования.

Учебные программы

составляются по всем предметам на основе учебного плана. Программа содержит:

· объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения);

· тематическое содержание учебного материала;

· ориентировочное количество времени на изучение;

· перечень основных мировоззренческих вопросов;

· перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

· рекомендуемую литературу.

В учебной литературе

подробно раскрывается содержание образования. К ней относят учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и т. п.

Учебник

должен быть:

• интересным;

• доступным;

• хорошо иллюстрированным;

• стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая вставки).


Биологический интеллект
Еще со времен сэра Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими, например, быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации, либо низкий (или высокий) порог чувствительности к уровню раздражени ...

Обучение – составляющая педагогического процесса
Обучение – это та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в познавательной деятельности под руководством учителя и в результате его преподавательской деятельности. В качестве обучающеговыступает учитель (преподаватель), который доступными ему средствами и приемами педагогическ ...

Методические рекомендации по разработке программы самосовершенствования личностных качеств студентов
Опыт и практика студентов, добившихся выдающихся результатов в самосовершенствовании, свидетельствует о том, что изменения в человеке происходят в том случае, если он работает одновременно в трех направлениях: во-первых, создает новые условия, задействует новые факторы, способствующие личностному совершенствованию; во-вторых, устраняет ...