RSS Feed

Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности
Страница 2

Психологические материалы » Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников » Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности

Авторитетный профессионал имеет достаточно опыта для его передачи, более того, в большинстве случаев, у него формируется потребность в этом, в силу возраста, уровня самосознания и самооценки. Поэтому в фазе наставничества у человека появляются ученики, последователи и единомышленники, обучение которых помогает его жизни оставаться наполненной смыслом.

Особенности стадий профессионального развития – это отсутствие точных возрастных границ, что отмечает сам Климов, он объясняет это различиями в условиях жизни и культуре. Может произойти резкий обрыв на любой из стадий и возвращение к оптанту, в том случае, если профессионал по каким-либо причинам решил освоить новую профессию.

А.К. Маркова предложила свою периодизацию профессионального развития на основе критериев профессионализма личности.

Маркова предполагает, что, несмотря на то, что у разных людей наблюдаются разные пути к профессионализму, каждый проходит через определенные вехи и выделяет допрофессиональный уровень, в котором существует этап первичного ознакомления с профессией.

От допрофессионального уровня работник переходит к профессионализму, последовательно овладевая качествами профессионала, усваивая нормы и правила. Этот уровень объединяет фазы адаптанта и интернала по Климову и включает в себя этапы адаптации человека к профессии, самоактуализации и гармонизации с профессией.

Если человек включает свою деятельность творчество и новаторские идеи – это уровень суперпрофессионализма, «выход человека за пределы профессии», если в отдельных случаях на этом уровне происходит овладение другими, близкими профессиями, человек становится профессионалом – универсалом. Уровень суперпрофессионала включает в себя следующие этапы: свободное владение профессией в форме творчества, свободное владение несколькими профессиональными приемами перехода, творческое определение себя как личности профессионала.

Также Маркова выделяет уровень постпрофессионализма, который соответствует фазе наставника у Климова, однако связывает говорит о завершении профессиональной деятельности, тогда как Климов не включает этот процесс в периодизацию.

Уникальным в концепции Марковой является уровень непрофессионализма, как отсутствие необходимых профессиональных знаний и умений. При этом человек разворачивает внешне активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются деформации такие как неэффективность работы, трудоголизм и исключение личностного развития, ущербность духовно-нравственных ориентиров.

Здесь автор уточняет, что некоторые люди могут надолго «застрять» на одном из этапов, одной из причин она называет определенные противоречивые тенденции (например, «противоречие между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон» (Маркова)), которые в свою очередь могут привести к кризису профессионального развития.

Еще один ученый, который разработал собственную периодизацию – Дж. Сьюпер. Особенность его концепции – направленность на то, к чему человек стремится, в чем испытывает потребность по ходу профессионального становления. Периодизация состоит из 4 основных этапов:

Этап роста (0 – 14 лет) развитие интересов и способностей, выявление своих предпочтений.

Исследовательский этап (14-25) апробация своих сил, попытки разобраться в своих потребностях, интересах, ценностях, способностях и возможностях – в результате выбор профессии и начало ее освоения.

Этап утверждения (25-44) стремление утвердиться в избранной профессии, обрести профессиональное мастерство и статус, упрочить свои позиции в обществе. К концу – снижение вероятности смены профессии.

Этап спада (65 ->) угасание физических и умственных возможностей и, как следствие, уменьшение профессиональной активности либо прекращение трудовой деятельности.

Страницы: 1 2 3


Женский образ в рекламе
Ранее мы показали, чем можно побудить интерес потребителя и что может привлечь его внимание. Одним из самых соблазнительных и желаемых и, соответственно, одним из самых главных символов в мифологии потребления стала женщина, ее образ, включая ее тело, которое является одновременно и инструментом, и средством; далее по силе эффекта привл ...

Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуникации. Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения между людьми, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передаётся при помощи языка - принимает вербальную или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происхо ...

Дисциплина и саморегуляция
В течение 50-х и вначале 60-х годов XX века в литературе, посвященной воспитанию детей, встречались предостережения против применения строгих, подавляющих волю детей воспитательных мер; родителей пугали тем, что они подавляют эмоции ребенка и превращают его в тревожного, подавленного, невротичного человека. В педагогической литературе 7 ...