RSS Feed

Понятие субъекта профессионального самоопределения
Страница 1

Т.Е. Ефимова в работе «Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению» пишет о том, что профессиональное самоопределения – это не только нахождение личностного смысла в деятельности, но и процесс формирования отношения к себе как к субъекту будущей (или текущей) профессиональной деятельности. То есть мы говорим о самоопределении только в том случае, когда школьник осознанно сталкивается с выбором профессии. Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников говорят о том, что оптант как субъект профессионального самоопределения имеет совокупный, сложный, противоречивый характер. Совокупность объекта определяется влиянием окружения на жизненные выборы оптанта. Многоуровневая организация, по мнению авторов, проявляется в том, что выбор обычно растянут по времени, кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения. Что касается противоречивости, то она обусловлена тем, что выбор – это всегда отказ от имеющихся равнозначных альтернатив. Это является особенно важной мыслью для нашей работы, поэтому мы вернемся к ней позже.

Очень связана с вышеперечисленными характеристиками теория Е.А.Климова, об основных затруднениях и ошибках выбора профессии. Не останавливаясь подробно, перечислим их: отношение к выбору профессии как к «фатальному», оценка некоторых профессий как «постыдных», выбор профессии под влиянием товарищей, перенос отношения к человеку на саму профессию, увлечение внешней или частной стороной профессии, отождествление школьного предмета с профессией, устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства, неумение разобраться в своих личных качествах, незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, незнание основных действий решений задач по выбору профессии.

Таким образом, мы описали наиболее общие описательные характеристики оптанта, обобщим их в более структурированную схему:

школьник становится субъектом профессионального самоопределения только тогда, когда осознанно сталкивается с выбором профессии;

не него влияет большое количество внешних сил, таких как: друзья, родственники, учителя, неверная оценка, дезинформированность и т.д.;

эти внешние силы обеспечивают многоуровневую структуру субъекта;

они же часто выступают равнозначными альтернативами, которые, в свою очередь, обуславливают противоречивость субъекта, его личностные конфликты и задержки в принятии решения.

Можно сделать вывод, что субъект профессионального определения – незамкнутая структура, в которой все переплетается между собой и с внешним миром. Интересно, что М.Р.Гинзбург выделяет 15 типов личностного самоопределения, которое можно перенести на профессиональное:

1) гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем);

2) стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем);

3) беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования, ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);

Страницы: 1 2


Психометрический интеллект
Именно он измеряется тестами интеллекта. Несмотря на всю тавтологичность этого определения (интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта), в психометрическом определении имеется смысл, поскольку факторный анализ множества тестов определения специальных способностей показывает, что за понятием психометрического интеллекта действ ...

Наиболее распространенные тесты для исследования личности
1. Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в э ...

Экспериментальное изучение проявления криминального поведения подростков. Обоснование исследования
В последние годы резко возросла криминальная активность несовершеннолетних. Если исходить из концепции триады личность подростка – социальная ситуация – криминальная активность, становится предельно ясно, что понять и оценить, а следовательно – исправить ситуацию становится возможно только при правильной оценки социальных факторов. Наи ...