RSS Feed

Понятие субъекта профессионального самоопределения
Страница 1

Т.Е. Ефимова в работе «Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению» пишет о том, что профессиональное самоопределения – это не только нахождение личностного смысла в деятельности, но и процесс формирования отношения к себе как к субъекту будущей (или текущей) профессиональной деятельности. То есть мы говорим о самоопределении только в том случае, когда школьник осознанно сталкивается с выбором профессии. Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников говорят о том, что оптант как субъект профессионального самоопределения имеет совокупный, сложный, противоречивый характер. Совокупность объекта определяется влиянием окружения на жизненные выборы оптанта. Многоуровневая организация, по мнению авторов, проявляется в том, что выбор обычно растянут по времени, кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения. Что касается противоречивости, то она обусловлена тем, что выбор – это всегда отказ от имеющихся равнозначных альтернатив. Это является особенно важной мыслью для нашей работы, поэтому мы вернемся к ней позже.

Очень связана с вышеперечисленными характеристиками теория Е.А.Климова, об основных затруднениях и ошибках выбора профессии. Не останавливаясь подробно, перечислим их: отношение к выбору профессии как к «фатальному», оценка некоторых профессий как «постыдных», выбор профессии под влиянием товарищей, перенос отношения к человеку на саму профессию, увлечение внешней или частной стороной профессии, отождествление школьного предмета с профессией, устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства, неумение разобраться в своих личных качествах, незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, незнание основных действий решений задач по выбору профессии.

Таким образом, мы описали наиболее общие описательные характеристики оптанта, обобщим их в более структурированную схему:

школьник становится субъектом профессионального самоопределения только тогда, когда осознанно сталкивается с выбором профессии;

не него влияет большое количество внешних сил, таких как: друзья, родственники, учителя, неверная оценка, дезинформированность и т.д.;

эти внешние силы обеспечивают многоуровневую структуру субъекта;

они же часто выступают равнозначными альтернативами, которые, в свою очередь, обуславливают противоречивость субъекта, его личностные конфликты и задержки в принятии решения.

Можно сделать вывод, что субъект профессионального определения – незамкнутая структура, в которой все переплетается между собой и с внешним миром. Интересно, что М.Р.Гинзбург выделяет 15 типов личностного самоопределения, которое можно перенести на профессиональное:

1) гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем);

2) стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем);

3) беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования, ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);

Страницы: 1 2


Интеллект
При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс решения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, вн ...

Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации
Обычно когда говорят «система», под этим подразумевают всего только «нечто более организованное, чем, если бы не было системы». Для физиологов, биологов система появляется там, где у этой организации имеются какие-то приспособительные, полезные для жизни животного результаты. Нет системы там, где не получается никаких полезных результат ...

Психофонология и психонейминг
Психофонология определяет особенности воздействия фонограммы слова на наше подсознание. Мы все живем в мире звуков, слов, названий (теперь еще брендов и слоганов), и их влияние на нас сильнее, чем цвет и форма. "Правильный" выбор названия в звуковом варианте воздействия вызовет у слушателя нужный и заранее просчитанный побуди ...