RSS Feed

Рабочее определение понятия «внутриличностный конфликт»
Страница 1

Шипилов выделяет два похода к определениям конфликтов:

Широкий: столкновение сторон, мнений, сил (такие конфликты возможны и в неживой природе

Суженный: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (люди, группы людей)

При перенесении более узкого определения с межличностных на внутриличностные конфликты автор выводит следующее определение: Внутриличностный конфликт – выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее ее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения [3. c.30].

Почему нам будет удобно исходить именно из этого определения? Вспомним, что Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников выделяют следующие свойства процесса профессионального самоопределения:

Сложная, многоуровневая организация: выбор обычно растянут по времени, кроме того существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения

Противоречивость: выбор – это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив, между которым всегда существуют противоречия, которые должен разрешить субъект.

Что подтверждает формулировку «затянувшаяся борьба структур внутреннего мира личности» («выбор растянут по времени», «противоречия равнозначных альтернатив»). Если подробно разобрать те факторы, которые определяют принятие решения, мы вернемся к «восьмиугольнику Е.А.Климова», который наглядно демонстрирует наличие «противоречивых связей с социальной средой». По Климову детерминантами выбора профессии являются следующие факторы [8, c. 71]:

Склонности

Способности

Уровень притязаний

Личная профессиональная перспектива

Мнение родителей

Мнение товарищей

Потребности рынка

Информированность

Мы говорим о противоречиях потому, что случай, когда столь большое количество социальных влияний («мнение родителей», «мнение товарищей», «потребности рынка», часто также выделяют «мнение специалистов») будет указывать оптанту в одном направлении, представляется столь редким, что будет скорее «выбросом», а не «нормальным распределением».

Б.С.Волков и Н.Д.Волкова [11] дают несколько другое определение, хоть мы и не будем считать его основным, но представляется важным его рассмотреть, так как оно включает некоторые важные уточнения:

Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности, который представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов между сознательными и бессознательными влечениями, между требованиями совести и стремлением к получению удовольствия, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности.

Таким образом, это определение раскрывает формулировку «борьба структур внутреннего мира личности». Здесь же мы видим пересечение с кризисами профессионального самоопределения у разных авторов, которые рассматривались выше.

Б.С.Волков и Н.Д.Волкова говорят о том, что человек – носитель конфликтов, они могут быть:

Между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь

Между тем, что вы хотите и тем, чего не хотите

Между тем, что вы есть и тем, кем вам хотелось бы быть

Данное перечисление очень близко с кризисом «хочу-могу-надо» по Климову:

Мотивационный конфликт подробно описан в психоаналитической литературе, так К.Хорни упоминает о противоречивом стремлении к обладанию и безопасности. Это конфликт между «хочу» и «хочу», когда альтернативы в равной степени привлекательны (для ситуации выбора профессии – это увлеченность несколькими разными направлениями), однако, такая ситуация представляется нам нереалистичной. Чаще всего у обеих альтернатив есть свои положительные и отрицательные стороны, соответственно, например, оптанту необходимо выбрать между престижной, но низкооплачиваемой специальностью и той, которая не сулит ему высокого положения в обществе, зато дает возможность хорошо зарабатывать. Важно, чтобы эти положительные и отрицательные стороны были субъективно равнозначны. Существует также вариант, когда субъекту необходимо выбрать одну из двух в равной степени неблагоприятных альтернатив (жить в мегаполисе в общежитии и все свободное время работать, чтобы оплатить учебу или остаться дома и учиться не неинтересной специальности).

Нравственный конфликт (по Е.А.Климову – конфликт «хочу» и «надо») отражает необходимость субъекта выбирать между его желаниями и потребностями и тем, что он воспринимает как нравственный и социальный «долг» (для ситуации выбора профессии можно привести такой пример: молодой человек мечтает стать художником, но он сам и вся его семья уверены, что эта профессия не сможет обеспечить его материально, а он «должен» в будущем кормить свою семью)

Страницы: 1 2 3


Эксперимент
Мною сферическим путем был проведен эксперимент, в котором я просматривал тактику и исход спора. Мною было просмотрено 36 споров, в которых принимали участие 81 человек в возрасте от 15 до 67 лет. Вот результаты споров: ...

Личность как психологическая категория
Термин «личность» используется в психологии как в широком, :так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду - совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека. В этом широком смысле личность включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие т ...

Организация межличностных отношений в спортивной команде. Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив. Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать ...