RSS Feed

Рабочее определение понятия «внутриличностный конфликт»
Страница 2

Конфликт нереализованного желания связан с невозможностью воплотить в жизнь свое «хочу» в связи с какими-то физическими, социальными, финансовыми ограничениями («могу»). З.Фрейд наиболее подробно занимался именно этим конфликтом и считал его детерминантой психических расстройств личности. Самый простой пример для ситуации выбора профессии – это школьница, которая с детства мечтала стать балериной, но ее телосложение не отвечает необходимым стандартам. utan svensk licens casino

Ролевой конфликт наиболее ярко выступает в ситуации, когда молодая женщина не справляется с заботой о ребенке и работой, а потому испытывает разочарование в себе как ролевом субъекте. Таким образом, когда в силу каких-то обстоятельств человек не может сочетать несколько ролей, которые кажутся ему значимыми, - возникает конфликт между «надо» и «надо». Стоит отметить, что возможен другой вариант данного конфликта, когда возможности личности не позволяют выполнять требования одной роли, например, Пряжниковы пишут о том, что в ситуации выбора профессии школьнику необходима помощь консультанта, так как первый еще не сформировался в субъект профессионального самоопределения.

Адаптационный конфликт или невозможность личности уравновесить «надо» и «могу» - адаптировать к ситуации: одиннадцатиклассник не всегда будет оптантом (именно поэтому у Е.А.Климова нет границ этого периода профессионального развития), т.е. если он не осознает необходимость выбора, не предпринимает шаги для реализации выбора и т.д. – тогда мы будем говорит о том, что субъект не адаптировался к ситуации.

Конфликт самооценки основан либо на неуверенности в собственных силах, либо на чрезмерном завышении самооценки, в любом случае личность не может объективно оценить себя. Возникновение такого внутриличностного конфликта у оптанта возможно в ситуации, когда он, например, закончил школу на «отлично» и считал, что способен поступить в лучший университет, но не смог сдать первый же экзамен. В результате – тревожность и, как следствие, эмоциональный срыв.

В том случае, когда данная ситуация не влияет на самооценку школьника, но два факта (блестящее окончание школы и «проваленные» вступительные экзамены) представляются ему несовместимыми, имеет место когнитивный конфликт (или «когнитивный диссонанс» по Фестингеру). Б.С.Волков и Н.Д.Волкова считают, что неуверенность в принятом решении также может вызвать внутриличностный конфликт когниций.

Кроме того, выделяют невротические конфликты – различные фобии, навязчивые переживания, болезни, гипертревожность, неполноценность, различные девиации личности. Хотя нам это представляется скорее формой проявления любого внутриличностного конфликта в его крайних формах.

Эта классификация, представленная в книге Е.Ю.Пряжниковой и Н.С.Пряжникова, как мы видим, опирается на уже перечисленные нами ранее теоретические воззрения на конфликт, поэтому избежать некоторых повторений нам не удалось. Зато добавились некоторые важные уточнения, примеры и сопоставление с «треугольником» Е.А.Климова. Неразрешенным пока что остается вопрос: а как все эти виды конфликтов диагностировать? Есть ли у них какие-то общие проявления и как отличать один от другого в консультационной работе.

С.М.Емельянов отмечает такие формы проявления внутриличностного конфликта как неврастения (головные боли, непереносимость сильных раздражителей, подавленность, низкая работоспособность), регрессия (возвращение к примитивным формам поведения, нежелание брать на себя ответственность), номадизм (частое изменение жилья, места работы, семейного положение), что вполне соответствует описанному выше невротическому конфликту. Автор также говорит о том, что внутриличностному конфликту присуща эйфория, выражающаяся в гипертрофированном веселье, неадекватном выражении радости и феномене «смех сквозь слезы», проекция (необоснованная критика других, приписыванием им негативных качеств) и чрезмерный рационализм в поступках и действиях [11].

Показатели внутриличностного конфликта по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову (авторы различают четыре сферы, в которых может проявляться внутриличностный конфликт):

Когнитивная сфера: противоречивость образа я; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Страницы: 1 2 3


Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации
Обычно когда говорят «система», под этим подразумевают всего только «нечто более организованное, чем, если бы не было системы». Для физиологов, биологов система появляется там, где у этой организации имеются какие-то приспособительные, полезные для жизни животного результаты. Нет системы там, где не получается никаких полезных результат ...

Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.
1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; 2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); 3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей; 4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных измене ...

Метод убеждения. Анализ определений понятия убеждения в психологии
Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения: 1.Убеждение - это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю [2]. 2. Убеждение – это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств [4]. 3. Убеждение – это побуждение ч ...