RSS Feed

Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста. Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения
Страница 4

Психологические материалы » Коррекция зрительного восприятия детей с нарушением зрения на занятиях по конструированию » Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста. Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения

Изучение научных работ рассматриваемого периода позволило выделить следующие направления:

1. Определение актуальных проблем сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эти материалы отражены в работах Н.А. Агеносовой, Э.А. Александрян, Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, А.П. Усовой, A.M. Фонарева, СВ. Фонаревой и др.

2. Особенности формирования у детей в процессе сенсорного воспитания как простейших представлений о качествах предметов, так и сложных обобщенных (эталонирование) (Ш.А. Абдуллаева, З.М. Богуславская, З.М. Истомина, Г.А. Кйслюк, З.Н. Максимова, С.Л. Новоселова, Л.А. Пеньевская, Э.Г. Пилюгина, Л.И. Сысуева и др.).

3. Особенности развития сенсорных способностей посредством дидактических игр (В.Н. Аванесова, А.И. Ануфриева, О.И. Бобылева, А.К. Бондаренко, Т.Г. Васильева, Т.А. Губенко, Р.И. Жуковская, О.М. Митюкова, И.Б. Теплицкая, Е.И. Удальцова и др.);

4. Развитие сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г. Казакова, Е.И. Корзакова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина и др.); конструктивной (Ф.В. Изотова, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Э.Л. Фрухт и др.); в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина и др.); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Г.М. Лямина, Н.С. Карпинская; Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин и др.).

Умственное воспитание – это воздействие взрослых на развитие мыслительной деятельности детей. Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие». Как уже было сказано, познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформулированных русскими психологами (Н. М. Щелованов, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова): ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребёнку социально-исторического опыта путём обучения. Даже простейшие ориентировочные реакции, с помощью которых ребёнок с первых дней жизни извлекает информацию из окружающего, формируются прижизненно и совершенствуются только под влиянием целенаправленных воздействий. (А. М. Фонарёв)

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений).

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предметы, которые мы рассматриваем, воздействуют на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость (или мягкость), шероховатость и так далее; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятие – непосредственное чувственное познание действительности.

Сенсорное развитие – это развитие у ребёнка процессов восприятия (слухового, зрительного, тактильного и кинестетического) и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Подробнее остановимся на особенностях сенсорного развития детей разных возрастных периодов – дошкольного, младшего школьного и подросткового.

Ребёнок в первые годы жизни может воспринимать предметы. Об этом говорят факты раннего узнавания им знакомых людей, игрушек, вещей. Специальные исследования М. И. Лисиной показывают, что после двух с половиной месяцев ребёнок осуществляет первоначальную познавательную деятельность. Она сначала не имеет относительно постоянной структуры и выражена в своеобразном сосредоточении ребёнка на объекте, связана с беспорядочными движениями. После трёх месяцев движения становятся другими: ребёнок «обследует» новую игрушку. В действиях ребёнка участвуют одновременно несколько анализаторов. Наиболее быстрые и интенсивные реакции осуществляет глаз, за ним идут движения рук. Наименьшую роль играют ощупывающие движения рта. Глаз выполняет основную функцию познания предмета, рука используется для его захватывания и удержания, действия рта служат дополнительным средством активного осязания игрушки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Общение: функции и виды
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Функции общения: - контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности; ...

Классификация видов тревожности
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: - первая из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только я ...

Перспективы женского лидерства
В современной социальной психологии очень популярна метафора о “стеклянном потолке” (“glass ceiling”) невидимой, но реальной преграде, на которую наталкивается женщина лидер, когда пытается достичь вершин успеха; для мужчин такой преграды не существует. Исследования подтвердили, что женщины имели больше препятствий для служебного роста, ...