Использование конструирования в коррекции зрительного восприятия детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Значение
конструирования как средства коррекции зрительного восприятия детеСтраница 4
3. Конструирование по замыслу.
Этого вида конструирования требует от ребёнка игровая деятельность. Для игры требуются сооружения не только из специального строительного материала, например, кубиков, но и из любых окружающих детей предметов – мебели, досок, полок, кусков материи. Игра часто требует создания построек, которыми ребёнок мог бы пользоваться сам лично. Дети строят корабли, на которых хотят отправляться в плавание.
Использование построек в игре придаёт большой практический смысл конструированию детей и изменяет характер конструирования. Дети начинают конструировать не только ради того, чтобы их постройка была похожа на какой-нибудь предмет, но и для того, чтобы поиграть с этой постройкой.
Подобная установка вызывает у детей иное отношение к самому процессу конструирования: дети стремятся сделать такую постройку, чтобы её особенности соответствовали задуманной игре.
Конструирование для игры объединяет детей. В процессе конструирования они учатся совместно обсуждать план постройки, приходить к общему решению, учатся подчинять свои желания конструктивным замыслам, которые поддерживает большинство, а также отстаивать свои соображения по поводу более удачного варианта постройки. Дети учатся реконструировать уже возведённую постройку и т.д.
Таким образом, конструирование по образцу, по условиям и по замыслу – это не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Все виды конструирования перемежаются в зависимости от задачи и ситуации. Однако каждый вид конструирования развивает в ребёнке специфические способности.
Виды конструкторов:
§ Строительные наборы (настольные, напольные).
§ Железный конструктор
§ Мозаики
§ Пазлы, оригами, бросовый материал.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает.
В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и т.д.
При решении этих проблем у ребенка складываются самые начальные представления о пространстве: об упорядочивании пространства относительно его самого и по линии горизонта, об изменчивости пространственных отношений, о перемещениях, приводящих к изменению расположения. Он учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами и частями предмета. При выполнении конструктивных заданий у дошкольников возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве. Это чрезвычайно важно, так как недостаточность пространственных представлений существенно затрудняет обучение детей в школе, в частности овладение ими математикой, географией, а также другими дисциплинами, требующими умения ориентироваться в пространстве.
Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), а также в играх, бытовой деятельности. Решая ...
Феномен эгоцентрической речи
Одним из доказательств эгоцентризма детской мысли Пиаже считал феномен эгоцентрической детской речи, открытый и подробно описанный им. Пиаже обратил внимание на то, что дети 4—6 лет часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказываниями. Он пришел к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две большие груп ...
Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России
XVIII—XIX вв
Гимназическое образование строилось в соответствии с «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 г, данному уставу, прием в гимназию производился сразу по окончанию уездных училищ, без экзаменов и независимо от сословия. Новый Устав 1864 г. для гимназий и прогимназий предусматривал три категории этих учебных заведен ...