RSS Feed

Использование конструирования в коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Значение конструирования как средства коррекции зрительного восприятия дете
Страница 1

Психологические материалы » Коррекция зрительного восприятия детей с нарушением зрения на занятиях по конструированию » Использование конструирования в коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Значение конструирования как средства коррекции зрительного восприятия дете

В психолого-педагогической литературе конструирование относится к продуктивным видам деятельности.

Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует становлению графо-моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.

В дошкольном возрасте, более чем когда-либо, конструирование оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом. Взаимосвязь конструирования с общим психическим развитием детей позволила широко использовать его в качестве действенного средства коррекции недостатков психики аномального ребенка.

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Ребёнок в процессе этой деятельности начинает понимать, что для создания той или иной конструкции недостаточно присоединять любые детали в любом порядке. Надо выделить опорные детали, иначе конструкция развалится.

Конструктивная деятельность открывает ребёнку, что части предмета взаимосвязаны не только внешне, но и по внутренней логике самого предмета. Если предмет высокий и имеет выступающие части, то они должны быть уравновешены тяжёлым основанием.

Так, например, у крана должно быть тяжёлое основание – платформа. Колёса будут устойчивее держать кран, если они будут крепиться как можно дальше друг от друга по краям платформы.

Возводя постройку, ребёнок начинает на опыте убеждаться, что одни детали устойчивы в любом положении, другие лишь в определённом положении, что различные сочетания деталей дают различную прочность. Трудно, например, создать прочную постройку из одних пластин, но, сочетая кубики и пластинки, можно сделать прочный домик.

В процессе конструирования ребёнок узнаёт, что за определённой формой и весом деталей стоят определённые конструктивные свойства. Так, например, куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили, а вот брусок будет устойчив лишь в том случае, если его положить на любую из боковых граней; поставленный торцом, он теряет свою устойчивость. Чтобы придать прочность высокому неустойчивому предмету, его нужно зажать между тяжёлыми устойчивыми предметами.

Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приёмов обследования и построения конструкции.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности:

- конструирование – изображение;

- строительство для игры (А.Н. Давидчук).

Если ребёнок увлечён самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результатам, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при её создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определённому сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Страницы: 1 2 3 4 5


Основы и сущность понятия лидерства. Лидерство: сущность и содержание
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллекти ...

Области применения проективных методик.
Чаще всего вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики: -расстановка кадров, профотбор, профориентация; -оптимизация обучения и воспитания; -прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.); -судебно-психологическая экспертиза; -консультативн ...

Младший школьный возраст
В период от 6-7 лет до 9-10 лет существенно изменяются структуры и функциональные возможности мозга ребенка. Генеральная линия психофизиологического созревания состоит в следующем: совершенствуется морфофункциональная организация коры и вместе с этим существенно продвигаются процессы кортиколизации. Другими словами, в корково-подкорков ...