Характеристика языка и речиСтраница 3
Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и прогрессирует медленно, совсем не так, как это имеет место в случае усвоения речи. Сначала при его развертке появляются простейшие элементы приобретенного поведения, которые становятся своеобразными задатками, и только затем на их основе конструируются более сложные формы поведения. Этот процесс, как правило, длителен и охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому является процесс усвоения детьми понятий, который завершается лишь к подростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже в возрасте около трех лет.
Другим доказательством возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у человека является типичная последовательность стадий ее развития. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где, в какой стране и когда они родились, в условиях какой культуры развивались и на каком языке говорят. Дополнительным, косвенным доказательством той же самой мысли является следующий факт: речь ребенком, как известно, не может быть усвоена раньше определенного периода времени, например до одного года жизни. Это становится возможным лишь тогда, когда в организме созревают соответствующие анатомо-физиологические структуры.
В современной психологической науке принята дифференциация речи на несколько видов. Мы представили основные типы речи при помощи схемы[1]. Коротко остановимся на их детальной характеристике. Речь, прежде всего, разделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь в свою очередь делится на речь устную и письменную.
Устная речь представляет собой вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, которые воспринимаются на слух. Основными характеристиками устной речи является то, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного планирования, речевой реализации и контроля. Устная речь в свою очередь делится на монологическую и диалогическую.
Письменная речь представляет собой вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. От устной речи этот вид отличается не только тем, что использует графику, но и в грамматическом и стилистическом отношении. Письменной речи свойственна довольно сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладеть.
Внутренняя речь представляет собой беззвучный речевой процесс, т.е. её можно представить в форме различных видов использования языка вне процесса реальной коммуникации. Существует несколько типов внутренней речи. В первую очередь – это внутреннее проговаривание, т.е. «речь про себя». Такой тип речи сохраняет структуру внешней речи, но лишён фонации и является типичным, например, при решении задач в затруднённых условиях и т.д. Вторым типом является собственно внутренняя речь как средство мышления. В этом случае она пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру. Третий тип внутренней речи может быть представлен в форме т.н. внутреннего программирования, т.е. формирования и закрепления в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста или его содержательных частей.
Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков.
Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Е. Винокуров
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3 ...
Соматотипизация женщин
Первоначальный объем работы по измерению телосложения был проделан Шелдоном в отношении мужчин. Очевидно, что в нашем обществе санкции против изучения обнаженного тела жестче в случае женского тела, чем в случае мужского. Соответственно, вполне естественно, что работа в этой области должна была осуществляться с мужчинами. В первой книге ...
Сравнительная характеристика методов психологического влияния на личность
В нашей работе мы подошли к качественному анализу понятий "влияние" и "внушение", который мы проведём, через их сравнительную характеристику.
Существует способ воздействия на психику подчиненных, содержащий в себе такую организацию их поведения, при которой создаются обстоятельства, условия и ситуации, отражаемые ка ...