RSS Feed

Заключение

Подведём основные выводы нашей работы.

1. Язык и речь – это области коммуникативной деятельности человека. Они были предметом исследования практически всех направлений психологии, таких как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология и т.д. Все эти направления внесли определённый вклад в развитие проблемы. Теория социального научения к важнейшим формам способности подражать относит способность подражать звукам. В рамках данной теории овладение речью сводится к научению основным её элементам, а механизмами формирования речи выступают подражание и подкрепление. В рамках теории специфических задатков Н. Хомского раскрывается тезис о том, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов. Такие задатки складываются и проявляют себя наиболее ярко в сензитивном периоде для развития речи (от одного года до трёх). Согласно когнитивной теории Ж. Пиаже развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

2. Многие известные психология обращали своё внимание на проблему языка и речи. Н.И. Жинкин детально рассмотрел механизм формирования слова из звуков и сообщения из слов. С позиций деятельностного подхода рассматривал речь известный советский психолог А.А. Леонтьев, который анализировал речь, как систему речевых действий, входящих в какую-либо иную деятельность. Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев работали над проблемами речевого общения личности. Их труды внесли немалый вклад в развитие этих проблем и остаются сегодня актуальными и востребованными современной психологией.

3. Язык понимается как система знаков, которая служит средством человеческого общения, речь же представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка. Основные функциями речи являются выражение, сообщение, обозначение, воздействие. В психологии принята дифференциация речи на несколько типов: внешняя и внутренняя, устная и письменная.

4. Методы исследования речи человека охватывают различные области проблемы. В первую очередь – это исследование аудирования, оценка свойств слухового внимания, оценка свойств говорящего, определение темпо-ритмичес­ких особенностей речи и т.д.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Схема «Типы речи»

Організаційна діаграма

[1] Приложение, Схема «Типы речи»


Модель Л. Терстоуна
В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Проведя корреляцию результатов выполнения испытуемыми 60-ти разных тестов, предназначенных для выполнения самых разных сторон интеллектуальной деятельности, Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название "пер ...

Исследование аудирования речи и её темпо-ритмических характеристик
Процесс аудирования является ведущим среди остальных речевых видов. Он включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи и является наиболее частым по использованию, до 45% общего времени. Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным, отличным, неудовлетворительным. Это зависит от многих факторов: степен ...

Ранняя юность
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не п ...