RSS Feed

Классификация памяти как психического процесса
Страница 1

Психологические материалы » Уникальные феномены памяти » Классификация памяти как психического процесса

«Формы проявления памяти чрезвычайно разнообразны. Это объясняется тем, что память участвует в реализации всех видов деятельности человека.

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. Классификация по степени волевой регуляции памяти;

2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности (по объекту запоминания).

3. По продолжительности сохранения информации;

4. Различают три вида биологической памяти, появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса»[2]

1. По степени волевой регуляции память делят на произвольную и непроизвольную.

а) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

б) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на:

а) двигательную (моторную);

б) эмоциональную (аффективная);

в) словесно-логическую;

г) образную;

По виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком образная память может быть:

-зрительной;

-слуховой;

-обонятельной;

-осязательной;

-вкусовой.

д) «рабочая память»;

а) «Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

б) Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.»[3]

в) «Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы» [4].

г) «Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием.

· Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.

Страницы: 1 2 3


Умение слушать
Успешность делового общения во многом зависит также и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что «слушать» и «слышать» - это не одно и тоже, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания. Неумение слушать соб ...

Восприятие. Ощущение
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд о ...

Педагогический процесс. Педагогический процесс: характеристики и структура
Педагогический процесс – совокупность последовательных действий учителя и ученика с целью образования, развития и формирования личности последнего. Основная цель педагогического процесса – дать не только знания, но и сформировать с их помощью мировоззрение обучаемых, а также научить их самообразованию. Характеристики педагогического ...