Научение и учение.
Учение – это деятельность ученика, в результате к-й осуществляется усвоение им знаний, формирование умений и навыков. Виды научения
Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием «научение». Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Научение практически всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и без него не может осуществиться. Научение, кроме того, зависит от созревания организма по характеру течения процесса: он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма. У человека есть несколько видов научения. Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами. Это научение по механизму импринтинга быстрого автоматического, почти моментального по сравнению с длительным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически ютовых с рождения форм поведения. Через описанный механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие. Второй вид научения - условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И.П.Павлова. Данный вид научения предполагает' возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Третий вид научения - оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненною опыта различными живыми существами. По у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. '.Это, во- первых, научение через прямое наблюдение за повелением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. Во-вторых, это вербальное научение, т.е.приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого.Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи, и особенно при обучении в школе, учение -это иелеиаправ. сознательное присвоение чел-ку передаваемого ему общест-го чел-го опыта на основе которого формируется его индив. опыт.
Понятие психологии развития и
возрастной психологии.
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качествен ...
Организационные формы обучения в ВУЗе
Если иметь в виду особенности организации обучения на макроуровне, то выделяются следующие его формы.
Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные заня ...
Особенности психодиагностики дошкольников
Психологическая диагностика – основа деятельности любого психолога. Основная цель психодиагноста – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические м ...