RSS Feed

Дежавю и жамэвю
Страница 1

Слово "дежавю" (в переводе с французского "уже виденное") в последнее время стало модным. Между тем в психиатрии так называют одно из расстройств памяти - так называемое "ложное узнавание".

"Дежавю" как художественный прием было использовано в культовом фильме "Матрица", там оно объясняется сбоем в работе этой самой матрицы.

Противоположное "ложному узнаванию" расстройство называется "жамэвю" (то есть "никогда не виденное"). Так называют внезапно наступающее ощущение того, что хорошо знакомое место или человек совершенно тебе не известны. Все знания о них мгновенно и полностью стираются из памяти. Исследования показывают, что ощущение "дежавю" хотя бы раз в жизни испытывает до 97% человек. "Жамэвю" встречается гораздо реже. Но повторяющиеся криптомнезии врачи считают одним из симптомов психического расстройства. Чаще всего это шизофрения, органический или старческий психоз.

Феномен дежавю — явление, очень мало изученное современной наукой, несмотря на то, что впервые термин этот был использован еще в конце XIX века французским психологом Эмилем Буараком. «Déjà vu» от французского «уже виденное».

До некоторого времени это явление искусственно, в качестве эксперимента, даже не пытались воспроизвести, поскольку ученые не знали, вследствие чего оно возникает. Последние исследования американских ученых установили, что за возникновение эффекта дежавю отвечает определенная область головного мозга – гиппокамп. Именно здесь содержатся специфические белки, ответственные за моментальное распознавание образов. В этом исследовании даже определена структура клеток в головном мозге, которая содержит «своего рода "слепок" проекта любого нового места, в которое мы попадаем». Возникает вопрос – получается, что мозг запрограммировал все заранее?

Явление дежавю относят к проявлениям ложной памяти – в работе мозга, вернее, в работе определенных его областей, происходит сбой, он начинает принимать неизвестное за известное. Для ложной памяти выделяют свои возрастные пики, когда активность этого процесса наиболее выражена – от 16 до 18 и от 35 до 40. Первый всплеск объясняется эмоциональной выраженностью подросткового периода, способностью очень остро и драматично реагировать на события, отсутствием жизненного опыта. Человек обращается за поддержкой к фиктивному опыту, выуживая его из ложной памяти. Второй пик также приходится на переломный возраст – это уже так называемый кризис среднего возраста. Но в этот период моменты дежавю — это моменты ностальгии, сожаления о прошлом, желания вернуться на 20 лет назад. Этот эффект можно назвать «обманкой» памяти, ведь воспоминания могут быть не настоящими, а предполагаемыми, прошлое представляется как идеальное время, когда все было прекрасным.

А вот психиатры классифицируют дежавю как психическое расстройство, если оно проявляется чрезмерно часто и носит характер галлюцинаций. Кстати, при некоторых заболеваниях головного мозга, например, при эпилепсии, явление дежавю наблюдается в несколько раз чаще, чем у здоровых людей. Медики отмечают, что данное расстройство памяти нередко наблюдается у людей, страдающих различными дефектами памяти. Если дежавю становится проблемой, преследует человека и мешает ему жить, лучше обратиться за помощью к врачам.

Страницы: 1 2


Изучение специфики активного и пассивного словаря младшего школьника на примере школы № 170.
Список слов для определения объема словаря. Методика предназначена для оценки объема активного словаря школьников и подростков. Необходимость знания состояния активного словаря связана с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, при ряде речевых нарушений возникает отставание в накоплении активного словаря по сравнению со сверстник ...

Классификация методов психологического влияния на личность
Мы представляем классификацию методов влияния на личность в виде следующей таблицы предложенной Сидоренко [16]. Метод влияния Определение 1.Убеждение Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. 2. Внушени ...

Деловой этикет
Деловая беседа является самой распространенной формой делового общения. Проведение деловой беседы – это проверка нашего умения устанавливать контакт с собеседником, ясно и убедительно излагать свои мысли, слушать и слышать то, что говорит партнер, выбирать наилучшую психологическую позицию в общении словом, того, насколько мы владеем ку ...