RSS Feed

Дежавю и жамэвю
Страница 1

Слово "дежавю" (в переводе с французского "уже виденное") в последнее время стало модным. Между тем в психиатрии так называют одно из расстройств памяти - так называемое "ложное узнавание".

"Дежавю" как художественный прием было использовано в культовом фильме "Матрица", там оно объясняется сбоем в работе этой самой матрицы.

Противоположное "ложному узнаванию" расстройство называется "жамэвю" (то есть "никогда не виденное"). Так называют внезапно наступающее ощущение того, что хорошо знакомое место или человек совершенно тебе не известны. Все знания о них мгновенно и полностью стираются из памяти. Исследования показывают, что ощущение "дежавю" хотя бы раз в жизни испытывает до 97% человек. "Жамэвю" встречается гораздо реже. Но повторяющиеся криптомнезии врачи считают одним из симптомов психического расстройства. Чаще всего это шизофрения, органический или старческий психоз.

Феномен дежавю — явление, очень мало изученное современной наукой, несмотря на то, что впервые термин этот был использован еще в конце XIX века французским психологом Эмилем Буараком. «Déjà vu» от французского «уже виденное».

До некоторого времени это явление искусственно, в качестве эксперимента, даже не пытались воспроизвести, поскольку ученые не знали, вследствие чего оно возникает. Последние исследования американских ученых установили, что за возникновение эффекта дежавю отвечает определенная область головного мозга – гиппокамп. Именно здесь содержатся специфические белки, ответственные за моментальное распознавание образов. В этом исследовании даже определена структура клеток в головном мозге, которая содержит «своего рода "слепок" проекта любого нового места, в которое мы попадаем». Возникает вопрос – получается, что мозг запрограммировал все заранее?

Явление дежавю относят к проявлениям ложной памяти – в работе мозга, вернее, в работе определенных его областей, происходит сбой, он начинает принимать неизвестное за известное. Для ложной памяти выделяют свои возрастные пики, когда активность этого процесса наиболее выражена – от 16 до 18 и от 35 до 40. Первый всплеск объясняется эмоциональной выраженностью подросткового периода, способностью очень остро и драматично реагировать на события, отсутствием жизненного опыта. Человек обращается за поддержкой к фиктивному опыту, выуживая его из ложной памяти. Второй пик также приходится на переломный возраст – это уже так называемый кризис среднего возраста. Но в этот период моменты дежавю — это моменты ностальгии, сожаления о прошлом, желания вернуться на 20 лет назад. Этот эффект можно назвать «обманкой» памяти, ведь воспоминания могут быть не настоящими, а предполагаемыми, прошлое представляется как идеальное время, когда все было прекрасным.

А вот психиатры классифицируют дежавю как психическое расстройство, если оно проявляется чрезмерно часто и носит характер галлюцинаций. Кстати, при некоторых заболеваниях головного мозга, например, при эпилепсии, явление дежавю наблюдается в несколько раз чаще, чем у здоровых людей. Медики отмечают, что данное расстройство памяти нередко наблюдается у людей, страдающих различными дефектами памяти. Если дежавю становится проблемой, преследует человека и мешает ему жить, лучше обратиться за помощью к врачам.

Страницы: 1 2


Статусное положение детей с различным уровнем самооценки
Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты: А). В экспериментальной группе "А": из общего количества детей первого статуса (лидеры) 78% детей имеют высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки; из всех детей находящихся во вто ...

История проблемы
А) Попытки философского осмысления способностей мы находим в трудах Платона и Аристотеля, Аврелия, Августина и Фомы Аквинского, Ибн-Сины и Фараби, Спинозы; они и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий. Собственно психологическое изучение способностей и одаренности получило освещение в трудах Штерн ...

Воображение как форма преобразования знания
Воображение является не только средством переноса знания с одной области на другую, но и формой его преобразования. Сформировавшиеся с помощью воображения образы включают в себя как воспроизведение прошлого и настоящего, так и элементы будущего. Это используется в связи с определенными задачами, в которых выражается выход за рамки не то ...