Заключение
Как думает ребенок? Как он говорит? Каковы характерные черты его суждения и умозаключения. Уже около столетия ученые работают над разрешением этих вопросов, являющихся важнейшими не только для исследователей детской психологии, но и для развития психологии в целом. Наиболее значимый вклад в изучение этой области внесли два выдающихся ученых - Жан ПИАЖЕ (1896 - 1980) и
Лев Семенович ВЫГОТСКИЙ (1896-1934).
Взгляды Л.С. Выготского на психическое развитие ребенка сложились в результате анализа современной ему ситуации в мировой психологии и критического преодоления соответствующих теорий, в первую очередь теории Ж. Пиаже как наиболее к тому времени разработанной и широко признанной. В последующие годы положения Л.С. Выготского тщательно прорабатывались и развивались его последователями, а критика "пиажистского" направления велась не только на теоретическом, но и на экспериментальном уровне. Тем не менее сегодня, несмотря на то, что школа Выготского длительное время занимала в отечественной психологии ведущее положение, в общественном и научном сознании парадоксально обнаруживается ситуация духовного двоевластия, при котором две противоречащие друг другу концепции (Пиаже и Выготского) пользуются приблизительно равным авторитетом и зачастую мирно уживаются в сознании педагогов и психологов. Тем не менее, дискуссия Пиаже и Выготского вошла в историю мировой психологии.
[1] Марцинковская Т.Д. История психологии М. 2002.
[2] Марцинковская Т.Д. История психологии М. 2002.
[3] Обухова Л.Ф. Возрастная психология М. 2004.
[4] Марцинковская Т.Д Психология развития М. 2008.
[5] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., Л., 1932.
[6] Марцинковская Т.Д. История психологии М. 2002.
[7] Марцинковская Т.Д. Психология развития М.2008
[8]Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., Л., 1932.
[9] Выготский Л.С. Лекции по психологии. – С.–П. 1997.
[10] Марцинковская Т.Д. Психология развития М.2008
[11] Психология мышления. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. М.2009 http://www.psychology-online.net
[12] Обухова Л.Ф. Возрастная психология М. 2004.
Вторичные компоненты
Один из важнейших вторичных компонентов - дисплазия. Заимствуя этот термин у Кречмера, Шелдон использует его для обозначения "любой рассогласованности или неодинакового смешения трех первичных компонентов в различных частях тела" (1940, с. 68). Так, показателем дисгармонии является, например, принадлежность головы и шеи к одно ...
Об агрессии во время спора
Рассматривая проблемы споров и критики, нельзя не остановиться на проблеме агрессии и стресса у участников этой не всегда приятной ситуации. Нередко можно наблюдать за тем, что у людей, вступивших на тропу конфликта, происходят изменения в поведении. Довольно даже мимолетного взгляда, чтобы заметить характерные признаки. Почему же ни од ...
Методы исследования памяти
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными:
1. деятельностью усв ...