Экспериментальное изучение внимания у детей старшего дошкольного возраста. Подготовка и проведение исследования внимания у детей старшего
дошкольного возрастаСтраница 1
Для нашей работы было проведено специальное исследование лексического запаса дошкольников. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений №40 и №41 г. Нижнекамска республики Татарстан с мая 2010 года по январь 2011 года. В круг исследования включалось 40 детей старшего дошкольного возраста: из них 21 девочка и 19 мальчиков. Экспериментальную группу составили 20 детей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Контрольную группу составили 20 детей, речь которых соответствовала возрастной норме. В период проведения формирующего эксперимента экспериментальная группа была поделена на две подгруппы. С одной группой проводилась коррекционная работа по развитию внимания, с другой – специальная работа по развитию внимания не проводилась.
В ходе исследования соблюдались некоторые условия для получения достоверных результатов:
- установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта обследование проводилось в знакомой ребенку обстановке. Создавались условия, при которых ребенок не испытывал отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работа с ребенком начиналась с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия экспериментатора на нет.
- В случае быстрого утомления занятия прерывались и ребенок получал возможность походить или сделать физические упражнения.
- Учитывалось требуемое для проведения исследования время. В целом, обследование занимает от 30 до 60 минут.
- Для проведения обследования создавалась подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).
- Обследование проводилось за столиком, размеры которого соответствовали росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его.
- Работе экспериментатора с ребенком никто не мешал.
Во время обследования экспериментатор вел протокол и фиксировал:
· предлагаемые задания и уровень их выполнения;
· оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;
· возможности самостоятельного исправления ошибок;
· характер контакта со взрослым;
· отношение к выполнению заданий;
· уровень активности при выполнении заданий.
В эксперимент включались следующие методики:
1. Тест переплетенных линий (См. приложение 1 [14])
Целью являлось определение уровня развития устойчивости внимания.
Нормативы:
высокая устойчивость внимания – равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее);
средняя устойчивость – неравномерный темп выполнения, без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп);
низкая устойчивость – неравномерный темп выполнения, три (и более) ошибки за время в пределах 1,5-2 минуты
2. Корректурная проба (Тест Бурдона) (См. приложение 2 [14])
Целью является диагностика распределения внимания. Ребенку предлагалось рассмотреть ряды картинок и вычеркивать в каждой строчке такую же, как и первая. Время выполнения 3 минуты.
Нормативы:
высокий темп - менее 2,5 минут;
средний - 2,5-3 минуты;
низкий - 3-5 минут
3. Диагностика особенностей внимания (См. приложение 3 [15])
Целью методики является определение сосредоточенности (концентрации) внимания. Концентрация внимаìния — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона.
Нормативы
Высокий уровень: за 1-2мин ребенок назвал 15 отличий без ошибок
Средний уровень: ребенок за 2-3 минуты назвал 12-10 отличий, допустив до 3 ошибок.
Низкий уровень: ребенок за 3-4 минуты назвал менее 9 отличий, допустив более 5 ошибок.
4. Запомни и расставь точки, методика Р.С. Немова (См. приложение 4 [13])
Целью является определение объема внимания.
Направленность личности
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.
Направленность личности
- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.
Компоненты направленности личности:
Убеждение – знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к дей ...
Контрольные вопросы
1) «Правила существуют, чтобы их нарушать». Согласны ли Вы с этим утверждением?
2) Хотели бы Вы стать политическим деятелем? Почему?
3) Как Вы думаете, отличники стараются получить высокую оценку для того, чтобы избежать плохую, или потому, что им интересен сам предмет?
4) Учеба: необходимая ступень на пути получения высшего образова ...
Корреляция между компонентами телосложения и компонентами темперамента (n=200)
Соматотип Висцеротония Соматотония Церебротония Эндоморфность +0.79 -0.29 -0.32 Мезоморфность -0.23 +0.82 -0.58 Эктоморфность -0.40 -0.53 +0.83 Sheldon, (1942, с. 400) Наиболее важные открытия касались степени связи между переменными темперамента и телосложения - связи, выявленной корреляционной методикой. Результаты, представленные на ...