RSS Feed

Эмпирическое исследование обеспечения процесса учебной деятельности студентов-психологов. Методы и методики исследования, характеристика групп испытуемых

Психологические материалы » Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов-психологов » Эмпирическое исследование обеспечения процесса учебной деятельности студентов-психологов. Методы и методики исследования, характеристика групп испытуемых

Целью нашего исследования является выявление и описание факторов мотивации учебной деятельности студентов-психологов, актуализирующих самостоятельную работу.

Данное исследование было проведено среди студентов 2-5 курсов Гуманитарного института «Артек» Международного детского центра «Артек», обучающихся по специальности «Психология». Выборка испытуемых составила 120 человек.

Для изучения самостоятельной работы и самообразования студентов Гуманитарного института «Артек» Международного детского центра «Артек» мы использовали модифицированную нами анкету А.Е. Тамма (Приложение А). В данной анкете были выделены шесть наиболее важных и значимых блоков, отражающих эффективность самостоятельной работы в вузе:

- мотивы, способствующие выбору специальности «психология»;

- действия, позволяющие успешно учиться, окончить институт и стать хорошим специалистом;

- уровень успеваемости;

- уровень учебной нагрузки.

- часы, отведенные на самостоятельную работу;

- факторы, мешающие успешно учиться.

При анализе самостоятельной работы студентов нами было обращено особое внимание на факторы, не имеющие прямого отношения в учебно-познавательной деятельности студентов, однако, на наш взгляд, оказывающие существенное влияние на эффективность самостоятельной работы.

Естественно, каждый преподаватель может определить, что один студент осуществляет самостоятельную работу на более высоком уровне, другой на более низком. Однако в целях разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию самостоятельной работы необходимо предельно четко выделить уровни ее сформированности и существенные признаки каждого такого уровня. На низком уровне сформированности самостоятельной работы ведущая роль принадлежит внешним побуждениям (необходимость ответа на семинаре, экзамене, угроза плохой отметки или отчисления). На промежуточном уровне основное место занимает широкий круг мотивов актуализированных на занятиях постановкой различных проблем. Описанные уровни сформированности достаточно условны и не отражает всего богатства индивидуальных стилей самостоятельной работы студентов, однако их выделение полезно для «диагностики» каждого конкретного случая, и оно помогает увидеть наиболее общие трудности в развитие и совершенствовании самостоятельной работы. Следует особо подчеркнуть, что переход от более низкого к более высокому уровню осуществляется только тогда, когда для этого имеются предпосылки со всех структурных компонентах деятельности - и в мотивах, и в целях

Таким образом, студентам предлагалась инструкция следующего содержания: «Уважаемый товарищ! Предлагаем Вам принять участие в изучении самостоятельной работы и самообразования студентов нашего института. Такое исследование может быть проведено только с Вашей помощью и при Вашем активном участии. Результаты исследования во многом зависят от искренности и четкости Ваших ответов. Изучение этих вопросов поможет выработать практические рекомендации, направленные на улучшение учебного процесса, самостоятельной работы и самообразования студентов нашего института».

Полученные в ходе исследования результаты были обработаны с помощью пакета STATISTICA для Windows, было произведено вычисление коэффициента корреляции. В связи с тем, что все изучаемые переменные распределены по нормальному закону, то коэффициент корреляции мы определяли по формуле Пирсона (прямоугольной матрицы) в пакете STATISTICA.


Критика в споре
Довольно часто споры сопровождаются всевозможными видами критики. Словарь определяет критику как “обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и исправить недостатки”. Но не всегда дело доходит до обсуждения. Критикой можно назвать и “отрицательное суждение о чем-либо”. Наконец, к предмету разговора имеют некото ...

Что та­кое ли­дер и ли­дер­ст­во
Ли­дер. На этот во­прос мож­но бы­ло бы от­ве­тить во­про­сом: раз­ве глав­ные - не луч­шие? Или на­обо­рот? Ви­ди­мо, по­ли­ти­ка под­ра­зу­ме­ва­ет имен­но та­кой рас­клад. В са­мом де­ле, ме­ж­ду на­ро­дом, об­ще­ст­вом и го­су­дар­ст­вом, вла­стью все­гда су­ще­ст­во­ва­ло сво­его ро­да со­гла­ше­ние ду­мать так. Власть не­из­мен­но ...

Заключение.
В данной работе были описаны основные характеристики проективных методик, перечислены их признаки: 1. неопределённость и неоднозначность используемых стимулов; 2. отсутствие ограничений в выборе ответа; 3. отсутствие оценки ответов как правильных и неправильных. Также было установлено, что проективная методика – это приём или набор ...