RSS Feed

Эмпирическое исследование обеспечения процесса учебной деятельности студентов-психологов. Методы и методики исследования, характеристика групп испытуемых

Психологические материалы » Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов-психологов » Эмпирическое исследование обеспечения процесса учебной деятельности студентов-психологов. Методы и методики исследования, характеристика групп испытуемых

Целью нашего исследования является выявление и описание факторов мотивации учебной деятельности студентов-психологов, актуализирующих самостоятельную работу.

Данное исследование было проведено среди студентов 2-5 курсов Гуманитарного института «Артек» Международного детского центра «Артек», обучающихся по специальности «Психология». Выборка испытуемых составила 120 человек.

Для изучения самостоятельной работы и самообразования студентов Гуманитарного института «Артек» Международного детского центра «Артек» мы использовали модифицированную нами анкету А.Е. Тамма (Приложение А). В данной анкете были выделены шесть наиболее важных и значимых блоков, отражающих эффективность самостоятельной работы в вузе:

- мотивы, способствующие выбору специальности «психология»;

- действия, позволяющие успешно учиться, окончить институт и стать хорошим специалистом;

- уровень успеваемости;

- уровень учебной нагрузки.

- часы, отведенные на самостоятельную работу;

- факторы, мешающие успешно учиться.

При анализе самостоятельной работы студентов нами было обращено особое внимание на факторы, не имеющие прямого отношения в учебно-познавательной деятельности студентов, однако, на наш взгляд, оказывающие существенное влияние на эффективность самостоятельной работы.

Естественно, каждый преподаватель может определить, что один студент осуществляет самостоятельную работу на более высоком уровне, другой на более низком. Однако в целях разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию самостоятельной работы необходимо предельно четко выделить уровни ее сформированности и существенные признаки каждого такого уровня. На низком уровне сформированности самостоятельной работы ведущая роль принадлежит внешним побуждениям (необходимость ответа на семинаре, экзамене, угроза плохой отметки или отчисления). На промежуточном уровне основное место занимает широкий круг мотивов актуализированных на занятиях постановкой различных проблем. Описанные уровни сформированности достаточно условны и не отражает всего богатства индивидуальных стилей самостоятельной работы студентов, однако их выделение полезно для «диагностики» каждого конкретного случая, и оно помогает увидеть наиболее общие трудности в развитие и совершенствовании самостоятельной работы. Следует особо подчеркнуть, что переход от более низкого к более высокому уровню осуществляется только тогда, когда для этого имеются предпосылки со всех структурных компонентах деятельности - и в мотивах, и в целях

Таким образом, студентам предлагалась инструкция следующего содержания: «Уважаемый товарищ! Предлагаем Вам принять участие в изучении самостоятельной работы и самообразования студентов нашего института. Такое исследование может быть проведено только с Вашей помощью и при Вашем активном участии. Результаты исследования во многом зависят от искренности и четкости Ваших ответов. Изучение этих вопросов поможет выработать практические рекомендации, направленные на улучшение учебного процесса, самостоятельной работы и самообразования студентов нашего института».

Полученные в ходе исследования результаты были обработаны с помощью пакета STATISTICA для Windows, было произведено вычисление коэффициента корреляции. В связи с тем, что все изучаемые переменные распределены по нормальному закону, то коэффициент корреляции мы определяли по формуле Пирсона (прямоугольной матрицы) в пакете STATISTICA.


Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения личности. Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе
Профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Существуют различные варианты определения данного понятия, однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотн ...

Беседа 1
30 мая 1999 года. Клиент: Т. Пол женский, 21 год. Т : Мне страшно доверять людям. Я боюсь поверить кому-то, а потом ошибиться и расплачиваться за свои ошибки… С:Где в теле ты чувствуешь этот страх? Т:В сердце. С:На что он похож? Т:Это черный комочек, а в нём игла. С:Как ты относишься к нему? Т:Он неприятен мне. С:А что игла де ...

Области развития.
Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» — «знание», «познание») охватыв ...