Общение с родителями и его влияние на становление личности
подросткаСтраница 2
Поведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени пугает и волнует родителей и часто становится причиной конфликтов в семье. Следующие сферы жизни подростков являются наиболее конфликтогенными:
• Социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение свободного времени. Планирование будущего, инфантильное общение;
• Внешний вид и манера поведения: вредные привычки - курение, наркотики, алкоголь, употребляемые выражения, лживость, сексуальная жизнь;
• Школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;
• Поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежды, к семейной собственности - жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношение с престарелыми родственниками [17, c. 201-208].
Поведение подростка определяется промежуточностью (маргиналностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способностями или быть вместе — с теми, кто дорог и ценим. Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, являются:
1) поведение ребенка дома или в школе — неуправляем, «не желает подчиняться школьным требованиям», «невозможно заставить за собой вымыть чашку»;
2) черты характера, расцениваемые как неприемлемые, — «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен» и т. п.
Выделяют следующие типы самоотношения подростка:
1. «Самооценка» ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе, прежде всего, те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонеприятия. Для ребенка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи родительские оценки становятся единственными внутренними самооценками в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоциональной связи с ними. «Неблагоприятность» этой самооценки (пусть даже и в позитивном ее варианте) заключена в опасности фиксации крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых Других, что препятствует выработке собственных внутренних критериев, обеспечивающих стабильность позитивного отношения к себе, несмотря на колебания уровня самооценки.
2. Смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один — это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй — отголосок родительского видения ребенка. Образ «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее, ребенку удается в некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а, принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию и чувство близости с родителями.
Деятельностный подход к анализу психического развития детей
Традиционно в отечественной психологии выделяют как минимум два направления: московскую, так называемую «деятельностную психологию», и ленинградскую школу психологии, которая получила название отношенческой.
В русле деятельностного подхода в центре внимания находился принцип единства деятельности и сознания, разрабатывалась категория д ...
Модель Дж. Гилфорда
Подход Л. Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей был развит в работах американского психолога Дж. Гилфорда, предложившего модель для описания различных типов интеллектуальных способностей. Многомерная структурная модель Гилфорда основана на трех критериях, описывающих различные стороны интеллектуальной деятельности:
...
Теории способностей
В психологии выделяется три концепции способностей:
А) теория наследственности способностей,
Б) теория приобретенных способностей,
В) приобретенное и природное в способностях.
1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их прояв ...