Методы изучения личности
Как известно, психологический тест может быть охарактеризован как эффективный в том случае, если он удовлетворяет следующим основным условиям:
а) использование шкалы интервалов;
б) надежность;
в) валидность;
г) дискриминативность;
д) наличие норматичных данных.
Разумеется, конструирование тестов, относящихся к разумным диагностическим подходам, имеет, несмотря на необходимость соблюдения общих требований к этому процессу, определенную специфику.
Обычно выделяют три главные стратегии в конструировании личностных опросников: дедуктивная, индуктивная и экстернальная. Дедуктивная или содержательная стратегия базируется на теоретических представлениях о личности, ее структуре и функционировании. Вторая стратегия - индуктивная, предполагает использование факторного анализа или других статистических процедур, основанных на корреляционных связях. Главная особенность индуктивной стратегии заключается в том, что исследователь как бы позволяет данным говорить самим за себя. Экстернальная стратегия эмпирична по своей сути и основывается на сравнении контрастных групп. Ни одна из названных групп не может быть названа как предпочтительная.
Взгляды известных психологов на природу памяти
Интересными являются взгляды на природу памяти, её свойства и процессы австрийского врача и психолога, основоположника психоанализа З. Фрейда. Он рассматривал и анализировал проблемы памяти на своём обширном эмпирическом материале, взятом из обыденной жизни. Все эти свои наблюдения он поместил в работе «Психопатология обыденной жизни» ( ...
Основы и сущность понятия лидерства. Лидерство:
сущность и содержание
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллекти ...
Стадии стресса
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощени ...
