RSS Feed

Социальное доминирование

Представьте себе двух людей. Один – “склонный к риску, деспотичный, грубый, доминантный, властный, независимый и сильный”. Другой – “нежный, зависимый, мечтательный, эмоциональный, покорный и слабый”.

Если вам кажется, что первый – мужчина, а второй – женщина, то вы не одиноки в своём мнении. Во всем мире, от Азии до Африки и от Европы до Австралии, люди считают мужчин более доминантными, властными и агрессивными.

Такие представления и ожидания коррелируют с реальностью. Практически в каждом обществе мужчины и в самом деле социально доминируют. В конце 1990 года среди глав наций их было 96%, а среди мирового корпуса министров – 97%. Мужчины выступают инициаторами большинства деловых свиданий, а это, как правило, характерно для лиц, имеющих более высокий социальный статус.

Свойственный мужчинам стиль общения подкрепляет их авторитет в обществе. Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жёсткого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины - к демократичности. Мужчинам намного легче даётся директивный проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам – стиль социального лидера, создающего “дух команды”. Мужчины в большей степени, чем женщины, придают значения победам, превосходству и доминированию над другими. Если в организации принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины. При авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже. Люди охотнее воспринимают “сильное и напористое” мужское руководство, нежели “навязчивое и агрессивное” женское.

Мужской стиль общения выдаёт заботу о независимости, а женский - о взаимной зависимости. Мужчины более склонны к действиям, характерным для людей, облеченных властью, - они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, твёрже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми, - они менее перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны. ([4] стр. 232 - 233)


Оценка эффективности психологической реабилитации.
Требование разработки критериев и методов оценки эффективности психореабилитации становится все более актуальным в связи с опережающим развитием методов. Организаторы психотерапевтической службы все чаще встречаются с проблемой оценки полезности, целесообразности и эффективности средств, выделяемых из фондов здравоохранения для охраны п ...

Идея школы Френе
Все склонны называть Френе революционером. Некоторые скромнее в оценке его заслуг. Он не так тонок, как Мария Монтессори. Не столь философичен, как Штайнер. Селестен Френе всего лишь ответил на вопрос, как нам организовать начальную школу в стенах одной-единственной сельской однокомплектной школы на заре смутного ХХ века. Как им, то ест ...

Иерархические модели интеллекта
Дальнейшим развитием стали иерархические теории интеллекта, например, теория Д.Вернона. Он различает три иерархических уровня. На самом верху находится общий интеллект, далее следуют два основных групповых фактора: вербально-числовой и практически-механически-пространственный, на третьем уровне находятся факторы, отвечающие за специальн ...