RSS Feed

Социальное доминирование

Представьте себе двух людей. Один – “склонный к риску, деспотичный, грубый, доминантный, властный, независимый и сильный”. Другой – “нежный, зависимый, мечтательный, эмоциональный, покорный и слабый”.

Если вам кажется, что первый – мужчина, а второй – женщина, то вы не одиноки в своём мнении. Во всем мире, от Азии до Африки и от Европы до Австралии, люди считают мужчин более доминантными, властными и агрессивными.

Такие представления и ожидания коррелируют с реальностью. Практически в каждом обществе мужчины и в самом деле социально доминируют. В конце 1990 года среди глав наций их было 96%, а среди мирового корпуса министров – 97%. Мужчины выступают инициаторами большинства деловых свиданий, а это, как правило, характерно для лиц, имеющих более высокий социальный статус.

Свойственный мужчинам стиль общения подкрепляет их авторитет в обществе. Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жёсткого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины - к демократичности. Мужчинам намного легче даётся директивный проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам – стиль социального лидера, создающего “дух команды”. Мужчины в большей степени, чем женщины, придают значения победам, превосходству и доминированию над другими. Если в организации принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины. При авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже. Люди охотнее воспринимают “сильное и напористое” мужское руководство, нежели “навязчивое и агрессивное” женское.

Мужской стиль общения выдаёт заботу о независимости, а женский - о взаимной зависимости. Мужчины более склонны к действиям, характерным для людей, облеченных властью, - они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, твёрже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми, - они менее перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны. ([4] стр. 232 - 233)


Обсуждение результатов
Благодаря применению Хи2-критерия Пирсона гипотеза № 2: чем выше у телефонного консультанта направленность на самоактуализацию, тем эффективнее его профессиональная деятельность подтвердилась. Уровень значимости различий между эффективными и неэффективными консультантами ТД равен 0,01. Гипотеза № 1 о том, что активный консультант ТД эф ...

Результаты исследования и их анализ
Изучение общих данных, касающихся детей из полных и неполных семей, позволило установить ряд отличий между группами испытуемых (см. таблица 1). Так, выяснилось, что дети из полных семей отличаются более высокой школьной успеваемостью (учатся на «отлично» в 10% и «хорошо» в 50% случаев, тогда как дети из неполных семей -соответственно в ...

Сила ладони
Люди редко обращают внимание на положение ладони в момент указания направления, во время команды и при рукопожатии. Однако эти жесты являются одними из наиболее выразительных. Положение ладони в таких случаях может наделить человека силой и авторитетом. Существует три основных командных жеста ладонью: ладонь вверх, ладонь вниз и ладонь ...