RSS Feed

Условия успешной адаптации студента к обучению в ВУЗе
Страница 1

В научных исследованиях по проблеме профессионального образования (Б.А. Ашмарин, В.М. Выдрин, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев и др.) отмечается, что профессиональная педагогическая деятельность студента – это высший уровень его учебной деятельности. Однако она не просто строится на фундаменте его теоретической подготовки, личностных качеств и умений, а органически «врастает» в них, создавая целостную, комплексную, системную, профессиональную подготовленность.

Преподавателями кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры и спорта Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева разработаны рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов по специальности «Физическая культура».

Первый курс:

· создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии;

· помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней;

· формирование положительного отношения к своей профессии;

· обеспечение успешной адаптации студентов к новым социальным условиям.

Второй курс:

· знакомство с профессиональной деятельностью;

· формирование профессионального идеала, умений и навыков;

· приобщение студентов к профессиональному самообразованию;

· умение анализировать социально значимые проблемы, собирать, хранить и обрабатывать информацию с использованием информационных автоматизированных систем.

Третий курс:

· закрепление положительного отношения к выбранной профессии;

· формирование у студентов адекватной самооценки своей профессиональной подготовленности;

· формирование ответственного отношения у студентов к овладению профессией;

· умение планировать и проводить основные виды физкультурно-спортивных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий.

Четвертый курс:

· развитие самостоятельности в решении профессиональных задач;

· совершенствование профессионально-педагогических умений;

· актуализация профессиональных мотивов на содержательной стороне деятельности;

· повышение волевой активности в познавательной и практической деятельности;

· конструирование учебных занятий с использованием инновационных педагогических технологий, методов и средств педагогического наблюдения, анализа и оформления собранных данных.

Пятый курс:

· формирование сознательного отношения к общественной и личной значимости выбранной профессиональной деятельности;

· разъяснение перспектив и подготовка студентов к продолжению профессионального самообразования в будущей работе;

· повышение волевой активности в овладении профессией;

· воспитание рефлексивного отношения к альтернативным взглядам и подходам к изучению проблем физкультурно-спортивной деятельности.

Проблема адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности пока не стала предметом специального исследования, хотя практика и показывает, что значительное количество студентов приходит в вуз после значительного перерыва по окончании школы (более 2-х лет – 50,4% студентов ОЗО), что обусловливает затруднения в организации и овладении новыми методами учебно-профессиональной деятельности. Это приводит к неудовлетворенности результатами учебно-профессиональной деятельности, сомнениям в правильности выбора профессии. В связи с этим назрела необходимость в разрешении проявляющихся в процессе профессиональной подготовки студентов противоречий:

- социально-педагогического характера: с одной стороны, между возросшей потребностью российского общества в высококвалифицированных специалистах, владеющих навыками учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, не полностью реализованными потенциальными возможностями учебных заведений в ее организации;

-научно-педагогического характера: с одной стороны, между существованием значительного количества исследований, посвященных проблемам учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности;

-научно-методического характера: с одной стороны, между существующими требованиями к качеству подготовки будущих специалистов, а с другой, недостаточным содержательно-методическим обеспечением процесса адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности.

Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности позволил Фёдоровой Е.Е [3, с.13] конкретизировать исследуемое понятие, которое мы рассматриваем как процесс активного включения студентов в образовательную среду вуза (адаптивная ситуация), формирование потребности в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, организации жизнедеятельности на основе присвоения норм и ценностей профессиональной деятельности (адаптивная потребность) и удовлетворенность новым статусом, направленность на саморазвитие личности будущего профессионала (адаптированность) (рис.1).

Адаптивная потребность(мотивациооный компонент),Адаптивная ситуация(содержательно-технологический компонент)
Адаптивность (личностный компонент)

Учебно-профессиональная активность

Страницы: 1 2


Использование слухов.
Слухи часто используются как элемент международной коммуни­кации, чему может служить война в Афганистане. Объяснено также внимание к слухам в той ситуации: с одной сто­роны, афганцам под страхом смертной казни запрещалось подни­мать листовки, с другой: население было в основном неграмотным. Поэтому воздействие иного рода практически ...

Эффективность развития внимания у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с помощью игр. Игра как средство развития внимания
Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается язык реб ...

Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы.
Одной из форм перехода от старых знаний к новым является гипотеза, которая предстает как своеобразное решение задачи. Гипотеза обязательно устанавливает определенные связи как между наблюдаемыми явлениями, с одной стороны, так и между ненаблюдаемыми - с другой. Как в первом, так и во втором случаях важные функции принадлежат здесь вообр ...