RSS Feed

Гендерные роли

Формирующая сила культурных ожиданий проявляется в наших представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Даже в современном североамериканском браке, где оба супруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях. В Соединённых Штатах в высшем руководстве тысячи крупнейших компаний женщин всего 3%, в Морском корпусе -4%, но 97% сиделок и 99% секретарей – женщины. Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых.

Можно сказать, что гендерная социализация даёт девочкам “корни”, а мальчикам - “крылья”. За последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта, девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари ( швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки ), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами ( такими как вилы, плуг, оружие). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее: “повсеместно”, как сообщает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы. И “повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытьё посуды, являются менее всего разделяемыми”. Из подобных поведенческих ожиданий формируются “гендерные роли” для мужчин и женщин.

В эксперименте со студентками Принстонского университета Марк Занна и Сюзан Пак продемонстрировали воздействие ожиданий, связанных с гендерными ролями. Студентки заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокого неженатого мужчины, старше их, с которым они предположительно собирались познакомиться. Те, кто решил, что идеал для такого мужчины – женщина, ориентированная на семью и почтительное отношение к мужу, приписывали себе более традиционные женские качества, нежели те, кто предполагал встретиться с мужчиной, предпочитающим сильных честолюбивых женщин. Более того, в тесте на решение задач студентки, ожидавшие встретить гендерного либерала, в большей степени раскрыли возможности своего интеллекта. Они решили задач на 18% больше, чем студентки, ориентированные на мужчину с традиционными взглядами. Эта приспособляемость к идеалу мужчины оказывалась выражена в значительно меньшей степени, если мужчина описывался как менее привлекательный – невысокий и уже имеющий подругу первокурсник. В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой мужчины также подстраивали описание самих себя под предполагаемые гендерно-ролевые ожидания привлекательной женщины.

Но культура ли порождает гендерные роли? Или же эти роли просто отражают поведение, естественно присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствуют в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой. ([4] стр. 259 - 260)