RSS Feed

Равноценность гендерного фактора и лидерской позиции

Психологические материалы » Проблема гендерных различий в современном мире » Равноценность гендерного фактора и лидерской позиции

1) Концепция информационной обработки Д. Гамильтона и связанная с ней теория схемы С. Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используются три типа схем: а) личностные, б) ситуационные и в) ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих: о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерный стереотип), и о том, каким должен быть лидер, менеджер (лидерский стереотип).

Множество исследований посвящено изучению влияния стереотипов на восприятие различных аспектов поведения мужчин и женщин в роли лидеров. При этом выясняется, что лидеры не соответствуют либо гендерному, либо лидерскому стереотипу.

Кэтрин Бэртол и Д. Мартин объясняют противоречивость эмпирических данных, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, с помощью указанной теории. В лабораторных условиях проявляется гендерная схема: женщина считается непригодной для роли лидера и сама отказывается от этой роли в присутствии мужчин; в организациях же в отношении женщины-лидера действует скорее лидерская, чем гендерная, схема и окружающие оценивают ее одинаково с мужчиной. ([2] стр. 92)

2) Социально-ролевая теория гендерных различий лидеров разрабатывается известной американской исследовательницей Эллис Игли с 1987 г. Чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины-лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли и в своём поведении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипом, эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения против женщин-лидеров могут вызвать у них снижение саиооценки, неуверенность в себе и, соответственно, ухудшение продуктивности работы. Хотя эта теория достаточно популярна, она не способна объяснить те результаты, когда женщины и мужчины ведут себя одинаково, занимая одни и те же лидерские позиции. И все же именно она, как и статусная теория, представляется нам наиболее перспективными. Однако пока не появилось теории, объясняющей все экспериментальные факты. ([2] стр. 93)


Понятие индивидуального стиля деятельности. Классификация стилей пед.деятельности по Марковой, Никоновой.
Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей) тем вероятнее, что они обучат и вос­питают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля пе­дагогической деятельности. Он проявляется; - в темпераменте (время и скорость р ...

Холодное, липкое рукопожатие
Никому не нравится холодное, липкое рукопожатие при котором создается впечатление, что вы взяли в руки дохлую рыбу. Из-за напряжения при встрече с незнакомыми людьми кровь отливает от поверхностного слоя кожи и приливает к мышцам рук и ног. Это естественная подготовка к реакции «дерись или беги». В результат температура рук понижается, ...

Выводы
Лиля.Эта испытуемая стремится достичь всего, чего от нее требует общество и старается не отделяться от него. Лиля всегда получает удовольствие от процесса учебы, но преследует при этом также материальные ценности. Лиля очень ценит дружеские отношения и чувствует себя плохо при их отсутствии. Этой испытуемой не всегда нравится проводить ...