RSS Feed

Тео­рии ли­дер­ст­ва в аме­ри­кан­ской пси­хо­ло­гии
Страница 4

Психологические материалы » Лидерство в группе » Тео­рии ли­дер­ст­ва в аме­ри­кан­ской пси­хо­ло­гии

Та­кая точ­ка зре­ния пред­по­ла­га­ет, что ли­дер от­ра­жа­ет це­ли груп­пы и дей­ст­ву­ет от ее име­ни. Здесь пред­по­ла­га­ет­ся, что для по­ни­ма­ния ли­дер­ст­ва не­об­хо­ди­мо иметь пред­став­ле­ние об ожи­да­ни­ях и це­лях по­сле­до­ва­те­лей.

Как вид­но, мно­гие аме­ри­кан­ские пси­хо­ло­ги по­ни­ма­ют фе­но­мен по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ст­ва как взаи­мо­дей­ст­вие ли­де­ра и его по­сле­до­ва­те­лей. Оно рас­смат­ри­ва­ет­ся ли­бо с ак­цен­том на ак­тив­но­сти ли­де­ра, ли­бо с ак­цен­том на ак­тив­но­сти по­сле­до­ва­те­лей, ли­бо как ре­зуль­тат дву­сто­рон­не­го влия­ния.

При­ме­ром пер­во­го ва­ри­ан­та мо­жет по­слу­жить идея Р. Ми­тчел­а о "тех­ни­че­ской не­об­хо­ди­мо­сти" ли­де­ров, все­гда су­ще­ст­вую­щих вне кон­тро­ля по­сле­до­ва­те­лей'. Кон­цеп­ция ли­дер­ст­ва как ре­зуль­та­та твор­че­ст­ва груп­пы, пред­ло­жен­ная А. Бент­ли, ил­лю­ст­ри­ру­ют воз­мож­ность вто­ро­го ва­ри­ан­та. Ес­ли го­во­рить о треть­ей схе­ме ана­ли­за, то, на­при­мер, Дж. Пейдж счи­та­ет, что "ли­де­ры час­ти, но яв­ля­ют­ся по­сле­до­ва­те­ля­ми тех, кем они ру­ко­во­дят, а по­сле­до­ва­те­ли - ли­де­ра­ми тех, за кем они сле­ду­ют".

По­это­му со­вер­шен­но оче­вид­но, что без ис­сле­до­ва­ния раз­лич­ных ви­дов по­ли­ти­че­ской ак­тив­но­сти масс ана­лиз про­бле­мы ли­дер­ст­ва бу­дет не­пол­ным. До­ка­за­тель­ст­вом то­му слу­жит по­ли­ти­за­ция всех со­ци­аль­ных сло­ев и групп со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва, осо­бен­но рез­ко про­яв­ляю­щая­ся во вре­ме­на по­ли­ти­че­ских кри­зи­сов.

Сум­ми­руя все из­ло­жен­ное, мож­но сде­лать вы­вод, что все кон­цеп­ту­аль­ные под­хо­ды к про­бле­ме ли­дер­ст­ва на­хо­дят­ся по­ка на ста­дии внеш­не­го опи­са­ния яв­ле­ния и сис­те­ма­ти­за­ции на­блю­дае­мых или пред­по­ла­гае­мых его при­зна­ков, на­ко­п­ле­ния эм­пи­ри­че­ских ма­те­риа­лов в этих гра­ни­цах.

Не труд­но за­ме­тить, что все вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные под­хо­ды име­ют пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние, по­сколь­ку все они от­ра­жа­ют тот или иной ас­пект про­бле­мы. Но, по-видимому, для ком­плекс­но­го по­ни­ма­ния фе­но­ме­на по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ст­ва не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать раз­лич­ные ти­пы пе­ре­мен­ных, ко­то­рые в со­во­куп­но­сти оп­ре­де­ля­ют при­ро­ду ли­дер­ст­ва в ка­ж­дый кон­крет­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од.

Под пе­ре­мен­ны­ми этой сис­те­мы, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать при ана­ли­зе по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ст­ва, под­ра­зу­ме­ва­ют­ся: рас­смот­ре­ние лич­но­сти ли­де­ра, его про­ис­хо­ж­де­ния, про­цес­са со­циа­ли­за­ции и спо­со­ба вы­дви­же­ния; ана­лиз ха­рак­те­ри­стик по­сле­до­ва­те­лей; ана­лиз от­но­ше­ний ме­ж­ду ли­де­ром и по­сле­до­ва­те­ля­ми; ана­лиз кон­тек­ста ли­дер­ст­ва; рас­смот­ре­ние ре­зуль­та­та взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду ли­де­ром и по­сле­до­ва­те­ля­ми в оп­ре­де­лен­ных си­туа­ци­ях.

При та­ком под­хо­де на пер­вый план вы­сту­па­ют от­но­ше­ния ли­де­ра с по­сле­до­ва­те­ля­ми. Не­ко­то­рые ав­то­ры счи­та­ют от­но­ше­ние "ли­дер - по­сле­до­ва­те­ли" до­ми­ни­рую­щим фак­то­ром, оп­ре­де­ляю­щим ли­дер­ст­во.

На­при­мер, М. Эдел­ман счи­та­ет, что ли­дер­ст­во оп­ре­де­ля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской си­туа­ци­ей и про­яв­ля­ет­ся в от­ве­те по­сле­до­ва­те­лей на дей­ст­вия и об­ра­ще­ния ли­де­ра. (Ес­ли они от­ве­ча­ют бла­го­склон­но, сле­ду­ют за ним, то это ли­дер­ст­во, ес­ли нет, то это ли­дер­ст­вом на­звать нель­зя).

Итак, да­же крат­кий ана­лиз су­ще­ст­вую­щих тео­рий ли­дер­ст­ва да­ет пред­став­ле­ние об этом фе­но­ме­не (хо­тя точ­но­го в на­уч­ном смыс­ле оп­ре­де­ле­ния нет). Но здесь воз­ни­ка­ет дру­гой во­прос: ка­ко­го ро­да по­ли­ти­че­ские дея­те­ли име­ют­ся в ви­ду, ко­гда речь за­хо­дит о по­ли­ти­че­ском ли­дер­ст­ве? Пейдж, счи­та­ет, и его точ­ка зре­ния ка­жет­ся обос­но­ван­ной, что по­ли­ти­че­ское ли­дер­ст­во оз­на­ча­ет не толь­ко по­ве­де­ние лю­дей, на­хо­дя­щих­ся на выс­ших сту­пе­нях вла­сти, но и тех, кто на­хо­дит­ся на сред­нем и бо­лее низ­ком уров­не; не толь­ко мо­нар­хов, пре­зи­ден­тов и пре­мье­ров, но и гу­бер­на­то­ров, мэ­ров, ли­де­ров пар­тий­ных ор­га­ни­за­ций и т.д. Под по­ли­ти­че­ским ли­дер­ст­вом име­ет­ся в ви­ду не толь­ко ли­дер­ст­во от­дель­ных лич­но­стей, но и "кол­лек­тив­ное ли­дер­ст­во" и взаи­мо­дей­ст­вие ли­де­ра со свои­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми как еди­ное об­ра­зо­ва­ние. Что же ка­са­ет­ся тер­ми­на "по­сле­до­ва­те­ли", то уче­ные по­ни­ма­ют под ним раз­лич­ные общ­но­сти лю­дей в за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­ко­го ро­да по­ли­ти­че­ских ли­де­ров они рас­смат­ри­ва­ют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Концепция обучения и развития Выготского
Проблема соотношения развития и обучения. Понятие зоны ближайшего развития. Вопрос о соотношении обучения и разви­тия является одним из центральных. В зависимости оттого, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения. Одна из них ее поддерживают психологи женевского направления: Пиаже, С. Ипельдер и др ...

Образное мышление ребёнка
Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, и которых действие, в ...

Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- общая педагогика – изучает общие закономерности воспитания и обучения; - теория воспитания - изучает специально организуемый воспитательный процесс в целом и по направлениям воспитательной работы. - дидактика (теория обучения) исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирован ...