RSS Feed

Тео­рии ли­дер­ст­ва в аме­ри­кан­ской пси­хо­ло­гии
Страница 5

Психологические материалы » Лидерство в группе » Тео­рии ли­дер­ст­ва в аме­ри­кан­ской пси­хо­ло­гии

Быть мо­жет, це­ле­со­об­раз­но в этом слу­чае го­во­рить обо всех чле­нах об­ще­ст­ва, ко­то­рые пря­мо или кос­вен­но взаи­мо­дей­ст­ву­ют с по­ли­ти­че­ски­ми ли­де­ра­ми. При­чем ак­тив­ность по­сле­до­ва­те­лей мо­жет быть оп­ре­де­ле­на те­ми их дей­ст­вия­ми, ко­то­рые го­во­рят в поль­зу при­ня­тия влия­ния и ру­ко­водства ли­де­ра. В той сте­пе­ни, в ка­кой ин­ди­вид при­ни­ма­ет ту или иную ситуа­цию в та­ком ви­де, в ка­ком она есть, со­гла­ша­ет­ся со сфор­му­ли­ро­ван ной по­ли­ти­кой и ее вне­дре­ни­ем в прак­ти­ку, в той сте­пе­ни мож­но сказать, что под­держ­ка по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра име­ет ме­сто. Ко­неч­но, важ­на при этом и сте­пень при­ня­тия влия­ния и ру­ко­во­дства: на­при­мер, при­ня­тие влия­ния толь­ко до оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни или при оп­ре­де­лен­ных ус­ло­ви­ях. Не­об­хо­ди­мо так­же учи­ты­вать и ди­на­ми­ку это­го про­цес­са. Ины­ми сло­ва­ми, под­держ­ка по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра - это не ка­кое-то за­стыв­шее яв­ле­ние, оно пред­по­ла­га­ет фор­ми­ро­ва­ние мне­ния, ко­то­рое мо­жет про­хо­дить несколь­ко ста­дий, на­чи­ная, на­при­мер, с от­вер­же­ния влия­ния и со­про­тив­ления ему и кон­чая пол­ным его при­ня­ти­ем. По­это­му су­ще­ст­ву­ет еще один ас­пект, ко­то­рый не­об­хо­ди­мо иметь в ви­ду, при­сту­пая к ис­сле­до­ва­нию про­бле­мы по­сле­до­ва­те­лей. Не­об­хо­ди­мо знать не толь­ко то, кто за­ни­ма­ет по­зи­цию ли­де­ра и кто сле­ду­ет за ним в тот или иной мо­мент, но и кто мог бы вы­сту­пать в ка­че­ст­ве ли­де­ра и его ве­до­мых. Это оз­на­ча­ет, что для бо­лее глу­бо­ко­го ана­ли­за не­об­хо­ди­мо уметь не толь­ко оце­нить возмож­но­сти по­ли­ти­ков и групп, но и вы­пол­нить про­гно­сти­че­скую ра­бо­ту.

Та­ким об­ра­зом, скла­ды­ва­ет­ся па­ра­док­саль­ная кар­ти­на. С од­ной сто­ро­ны, со­вре­мен­ные тео­рии ли­дер­ст­ва в со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии, ес­ли рас­смат­ри­вать их во всей со­во­куп­но­сти, ос­тав­ляя за скоб­ка­ми ес­те­ст­вен­ные ча­ст­ные из­держ­ки ка­ж­дой из них, ка­за­лось бы, ох­ва­ты­ва­ют все сто­ро­ны объ­ек­тив­но­го яв­ле­ния ли­дер­ст­ва: лич­ность ли­де­ра, со­ци­аль­ную и пер­со­наль­ную кар­ти­ну его ста­нов­ле­ния; ти­пы ли­дер­ст­ва; взаи­мо­дей­ст­вие и взаи­мо­от­но­ше­ние ли­де­ра и его ве­до­мых; мо­ти­вы, ус­та­нов­ки, по­ве­де­ние ве­до­мых; со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ли­дер­ст­вом фор­маль­ным (ру­ко­во­дством) и не­фор­маль­ным; ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки групп ве­до­мых; си­туа­ции, в ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ли­дер­ст­во. Вы­хо­дят за рам­ки дан­ной ста­тьи, но объ­ек­тив­но при­мы­ка­ют к изу­че­нию про­бле­мы ли­дер­ст­ва и та­кие тео­ре­ти­че­ские на­прав­ле­ния, как ис­сле­до­ва­ния ор­га­ни­за­ций, по­ли­ти­че­ских дви­же­ний, осо­бен­но­стей фор­ми­ро­ва­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. Важ­но и то, что все эти ча­ст­ные кон­цеп­ции и тео­рии в це­лом до­пус­ка­ют их вза­им­ную ин­те­гра­цию. Со­б­ран не­ма­лый эм­пи­ри­че­ский ма­те­ри­ал по про­бле­мам по­ли­ти­че­ско­го и об­ще­го ли­дер­ст­ва. То есть тео­ре­ти­че­ски про­бле­ма пред­став­ле­на со всех сто­рон, при­том весь­ма со­лид­но.

Од­на­ко су­ще­ст­вую­щие тео­рии ока­зы­ва­ют­ся по­ка бес­силь­ны­ми или поч­ти бес­силь­ны­ми, как толь­ко де­ло до­хо­дит до прак­ти­ки. Они пло­хо пред­ска­зы­ва­ют по­яв­ле­ние ли­де­ров до то­го, как они фак­ти­че­ски вы­хо­дят на аван­сце­ну по­ли­ти­ки. Они не под­ска­зы­ва­ют, ка­кой ли­дер был бы оп­ти­маль­ным в тех или иных ус­ло­ви­ях для той или иной стра­ны, пар­тии, дви­же­ния на бу­ду­щие го­ды. Они не мо­гут пред­ска­зать из­бра­ния оп­ре­де­лен­но­го кан­ди­да­та и да­же не в со­стоя­нии под­ска­зать, как бу­дет они про­те­ка­ют. Но от­час­ти, по-ви­ди­мо­му, и в том, что са­ма тео­рия боль­ше за­ни­ма­лась по­ка внеш­ни­ми ас­пек­та­ми фе­но­ме­на ли­дер­ст­ва, его фор­ма­ми и про­яв­ле­ния­ми, не­же­ли глу­бин­ным его ана­ли­зом, при­чин­но-след­ст­вен­ны­ми свя­зя­ми, что в свою оче­редь от­ра­жа­ет со­стоя­ние мно­гих на­прав­ле­ний пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний в це­лом.

Так, вряд ли мож­но до кон­ца по­нять фе­но­мен по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ст­ва, не ра­зо­брав­шись во всех ме­ха­низ­мах во­ли: как про­ис­хо­дит, на­при­мер, пе­ре­да­ча во­ле­во­го им­пуль­са дру­го­му ли­цу или ли­цам, по­че­му од­ни лю­ди на­де­ле­ны этим ка­че­ст­вом в боль­шей, дру­гие в мень­шей сте­пе­ни или же не на­де­ле­ны во­все. Что по­бу­ж­да­ет их в од­них слу­ча­ях по­ви­но­вать­ся чу­жой во­ле, да­же ра­до­ст­но при­вет­ст­во­вать ее, а в дру­гих - со­про­тив­лять­ся ей, ино­гда да­же в ущерб се­бе. Близ­кая к этой про­бле­ме, но все же са­мо­стоя­тель­ная те­ма - ме­ха­низ­мы вну­ше­ния, так­же ос­таю­щая­ся по­ка "тер­ра ин­ког­ни­та". По­че­му од­ни идеи вос­при­ни­ма­ют­ся людь­ми с го­тов­но­стью и чуть ли не сча­сть­ем, а дру­гие на­тал­ки­ва­ют­ся на сте­ну не­при­ятия и не­при­яз­ни, или же на не­про­би­вае­мое рав­но­ду­шие?

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Процедура проведения эксперимента
1.Тест Р.Кеттелла (16 PF -опросник) был использован для проверки гипотезы №1: чем активнее телефонный консультант, тем более он эффективен в профессиональной деятельности. С помощью данного теста необходимо выявить личностные качества, присущие активному консультанту ТД, а именно: - высокий интеллектуальный уровень; - коммуникативн ...

Условия успешной адаптации студента к обучению в ВУЗе
В научных исследованиях по проблеме профессионального образования (Б.А. Ашмарин, В.М. Выдрин, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев и др.) отмечается, что профессиональная педагогическая деятельность студента – это высший уровень его учебной деятельности. Однако она не просто строится на фундаменте его теоретической подготовки, личностных качеств ...

Эволюция идей Ч.Ломброзо
Взгляды Ломброзо, изложенные в первом издании "Преступного человека", отличались определенной односторонностью, что вполне понятно, если учесть его необычайную увлеченность антропологическими идеями, граничащую с экстатическим состоянием (как он сам указывал в предисловии к одной из своих книг). Многие выводы и рекомендации Ло ...