RSS Feed

Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов
Страница 1

Психологические материалы » Роль воображения в науке » Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов

Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого “вычерпываются” новые впечатления и создаются новые образы. Воображение возникает из потребности людей предвосхитить, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы оказать на него воздействие. Воображение можно рассматривать и как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности. Оно выполняет функции: эвристическую - служит фактором в поисковой творческой деятельности, антиципирующую - предвосхищает, корректирует формы человеческой жизнедеятельности, практическую, познавательную, эстетическую и другие. Отличительной чертой данного процесса является его сложный, многоплановый, синтетический характер: оно (воображение) способно преображать весь мир без исключения. Продуктами здесь выступают новые образы, ранее не воспринимавшиеся субъектом. Возникновение новообразований происходит в форме различного рода и уровня преобразований наличного материала. Воображение здесь обладает стимулирующей ролью. Сами же новые образы выступают средством познания и прогнозирования в человеческой жизнедеятельности. Воображение не может быть определено лишь как способ формирования новых образов, который осуществляет связь наличной ситуации с отсутствующей. Оно включено в процесс формирования нового, хотя созидание знания - функция и других форм познания. Воображение - это одна из способностей человека продуцировать новые образы. Особенностью воображения как средства переноса знаний с одной области на другой является своеобразный сплав чувственного и рационального, где мышление играет роль “программы”, чувственный же материал выступает как основа мышления. Своеобразие воображения состоит также и в чрезвычайно широкой сфере функционирования в различных формах общественного сознания - науке, искусстве, религии и так далее, причем содержание, форма и характер воображения обусловлены не только способом деятельности субъекта, но и социально-историческими условиями жизнедеятельности людей.

Воображение есть деятельность сознания человека и вместе с тем некоторый результат деятельности, выражающийся в сформировавшихся образах. Оно является специфическим отражением действительности и служит средством ее познания. Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности.

Способность выходить за пределы существующего опыта и знаний с тем, чтобы на их же основе продуцировать такие новообразования, которые невозможно получить чисто эмпирическим или логическим путем, присуща деятельности воображения.

Сопоставляя воображение и восприятие, можно обратить внимание на то, что воображение не является репродукцией содержания восприятия. Воображение есть там, где имеется чувственный образ, объект которого не воспринимался ранее. Такие предметы и явления могут существовать, а могут и не существовать в данный момент времени; главное состоит в том, что образ воображения не адекватен объекту в том виде, как он представлен в отражении. Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее не воспринимавшихся (частично или полностью) субъектом. Воображение связано с действительностью, строится на основе опыта субъекта, вместе с тем оно представляет и момент отхода от нее, поскольку образ предмета воображения подвергается преобразованию. В гносеологическом плане особенность воображения выражается через его отношение к внешнему объекту. Воображение - это образы предметов, которые ранее частично или полностью не воспринимались человеком. Объекты воображения не были ранее воспринимаемы либо потому, что их нет в действительности (идеальные модели, фантастические представления), либо потому, что они не включались в сферу чувственности (например, обратная сторона Луны), либо потому, что они вообще недоступны чувственному созерцанию (например, элементарные частицы). Следовательно, образы, которыми оперирует сознание человека, не сводимы только к воспроизведению прошлого опыта. Воспроизведение - основная функция памяти; воображение же связано с преобразованием содержания, протекающим в наглядном плане. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Страницы: 1 2 3


Необычные явления, связанные с памятью
Процесс памяти сам по себе является феноменом, однако существуют люди, у которых даже этот феномен необычаен. То есть у этих людей необычайные способности. Одни из них могут запоминать огромное количество информации, другие могут запоминать её удивительно быстро. Кто-то очень хорошо запоминает числа, а кому-то лучше даются тексты. В хо ...

Анализ психолого-педагогической литературы. Основные понятия.
Современная концепция реабилитации больных и инвалидов берет свое начало с разработки ее принципов и практического применения в Англии и США во время второй мировой войны. Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран. Сог ...

Понятие аутоагрессии и ее основные особенности
Аутоагре́ссия (ауто- + лат. aggressio приступ, нападение)— намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений разли ...